директор по маркетингу «ИТС-Авто», официального дилера Volkswagen и Mazda
Мы принадлежим с ней к одному поколению. Мы познакомились в журналистской среде, нас соединила милая газетная старушка — «Удмуртская правда». В начале 90-х все мы были в состоянии необъяснимой эйфории и незамутненной здоровой самоуверенности. Мы открывали для себя новые профессии и новую реальность. Жадно кидались на книги по маркетингу, передавали друг другу номера «СО-общения», записывались на мастер-классы столичных рекламных гуру и получали второе высшее образование. Многие из тех людей, кто начинал тогда ижевский рекламный рынок, теперь не только заматерели и обрели статус — они безвозвратно мутировали и поскучнели. Я с ними вижусь, здороваюсь — но нет между нами прежнего понимания! А Танечка Николаевна — другое дело! Вот она — неизменна и хороша со своей искренностью и перфекционизмом, новыми идеями и прежними принципами! Как здорово, когда люди остаются верны себе и своему делу!
Мы все мечтаем примерно об одном, а потом отходим от своей мечты или забываем, мне кажется, важно, хоть иногда, вспоминать её.
Кем хотела быть? Вы только не смейтесь. Актрисой. Потом учёным, когда выросла.
Друзья говорили: реклама — на стыке науки и креатива, нужно и придумать, и точно рассчитать, и знать, для кого, это твоё!
В Ижевске существовало замечательное рекламное агентство Елены Екатериничевой «Леда». Объявили конкурс, время было странное, отбор — как в отряд космонавтов: тестовое задание, психологическое тестирование, бог знает что. Там познакомилась с практикой рекламы, появились первые клиенты. Совершенно неожиданно и ожидаемо, я втянулась.
Когда мне сделали предложение о работе в маркетинге дилера Volkswagen, долго сомневалась, а потом подумала: где же ещё в Ижевске найду практику и технологии маркетинга транснациональной корпорации?
Продажа автомобилей — довольно прозрачный рынок, всё считается. Есть такая организация — «Ассоциация европейского бизнеса», собирает статистику по разным отраслям. Мы знаем по моделям, по брендам — какие автомобили, в каком количестве продаются в каждом регионе.
На автомобильном рынке на результат продаж работают, условно говоря, два человека — маркетолог и продавец. В первую очередь, потребитель должен принять наш бренд к рассмотрению, потом позвонить или придти в автосалон. Здесь работает продавец: выявление потребностей, тест-драйв, выяснение, насколько человек и автомобиль подойдут друг другу, предложение. После первой продажи снова маркетинг — удержание, лояльность, повторная покупка.
В Москве совершенно другие бюджеты, и — я могу ошибаться — чем больше бюджет, тем меньше ответственности за результат. А попробуй это сделать на маленькие деньги? Цена ошибки гораздо больше.
В самом начале была удивлена, что Volkswagen в России делал акцент на ивентах, прямой рекламы было мало. Когда мы это поправили, Volkswagen в Ижевске вошёл в топ-3 по рейтингу наиболее продаваемых иностранных автомобильных брендов.
Мы не сразу, но научились делать ивенты продающими.
Постоянно учусь. Сейчас занимаюсь интернет-продвижением, прошла курс интернет-маркетинга в «Нетологии», сделала диплом у Максима Юрина из «Ред Кедс» о продвижении дилерского бизнеса в социальных сетях.
На рынке диджитал сейчас много мифов. Пересмотришь все инструменты интернет-продвижения, а в основе всё равно лежат базовые вещи: сегментация аудитории, отстройка от конкурентов…
Когда коммуникации в социальных сетях разложились для меня «маркетингово правильно», и я поняла, о чём говорить с потребителем, на каком языке, какие аудитории привлекать, как посчитать эффективность — всё встало на свои места.
Директор по маркетингу — должность больше административная, но если ставлю задачу специалисту, я должна понимать, как это сделать эффективно. Аналогичная ситуация с подрядчиками.
Системность и структурность. Надо построить систему, последовательно всё реализовать и оценить эффективность, в цифрах.
Чтобы расти, мы вынуждены конкурировать с другими хорошими брендами.
Конкурировать ценой и продуктом — это уже в прошлом. Сейчас приходится конкурировать сервисом, отношением к клиенту, эмоциями.
Ещё одна тема, которая мне интересна, — клиентоориентированность.
Прежде чем выстраивать систему клиентоориентированности, надо понимать, что потребители на разных рынках ведут себя по-разному. Не бывает единого рецепта. Например, на рынке FMCG лучшая клиентоориентированность — это стабильно хорошее качество продукции. Потому что если вы купите йогурт, а он будет некачественный, плохой, вам вряд ли в следующий раз захочется повторить свой потребительский опыт.
У Volkswagen в России — хорошая мотивационная программа для дилеров. В этом году мы были на крупнейшем автосалоне, в Шанхае. Volkswagen в Китае автомобильный бренд № 1, 20% рынка.
Кажется, китайское правительство взяло курс на увеличение внутреннего потребления, потому что населения немереное количество и рынок для транснациональных корпораций очень ёмкий.
Шанхай — город, где невообразимым образом сочетается роскошь и нищета. В элитных районах кажется, что вы в Европе. На экскурсии в китайской деревне гид говорил: «Нужно торговаться» — но не можешь торговаться с этими людьми, настолько их жалко.
Удивили в Шанхае дороги — многополосные, с какими-то трёхуровневыми развязками. Помните, у нас раньше на балконах были ящички, в которых цветы высаживали? У них вдоль дорог-развязок такие ящички с цветами.
Поймала себя на мысли, что было бы здорово в Шанхае поработать. Там какая-то невероятная энергетика.
Это я сейчас серьёзный человек (смеётся), а в университете была несколько взбалмошная девушка.
Мама — педагог, была завучем в школе, отец — инженер-строитель, работал главным инженером проектов в проектном институте. Бабушек-дедушек не было, поэтому мы с братом были самостоятельны очень рано.
Мой муж — удивительный человек, у него безоценочный подход к людям. Вот этому безоценочному подходу я у него научилась.
Как и всем, мне нравятся люди умные, добрые и с чувством юмора.
Важно, чтобы было весело.
Раньше практически не завтракала, только кофе или чай. Сейчас попала в руки фитнес-тренера и должна завтракать кашами — овсяной, либо гречневой. Ненавижу их уже (смеётся).
Встаю в шесть. Когда рано просыпаюсь, мне очень хорошо и успеваю гораздо больше.
У меня болезнь — на «Озоне» выписываю столько книг, сколько не смогу прочитать.