Татьяна Вахрушева
31 мая 2013, пятница

Татьяна Вахрушева

директор по маркетингу «ИТС-Авто», официального дилера Volkswagen и Mazda

Мы принадлежим с ней к одному поколению. Мы познакомились в журналистской среде, нас соединила милая газетная старушка — «Удмуртская правда». В начале 90-х все мы были в состоянии необъяснимой эйфории и незамутненной здоровой самоуверенности. Мы открывали для себя новые профессии и новую реальность. Жадно кидались на книги по маркетингу, передавали друг другу номера «СО-общения», записывались на мастер-классы столичных рекламных гуру и получали второе высшее образование. Многие из тех людей, кто начинал тогда ижевский рекламный рынок, теперь не только заматерели и обрели статус — они безвозвратно мутировали и поскучнели. Я с ними вижусь, здороваюсь — но нет между нами прежнего понимания! А Танечка Николаевна — другое дело! Вот она — неизменна и хороша со своей искренностью и перфекционизмом, новыми идеями и прежними принципами! Как здорово, когда люди остаются верны себе и своему делу!

Елена Обидина

Мы все мечтаем примерно об одном, а потом отходим от своей мечты или забываем, мне кажется, важно, хоть иногда, вспоминать её.

Кем хотела быть? Вы только не смейтесь. Актрисой. Потом учёным, когда выросла.

Друзья говорили: реклама — на стыке науки и креатива, нужно и придумать, и точно рассчитать, и знать, для кого, это твоё!

В Ижевске существовало замечательное рекламное агентство Елены Екатериничевой «Леда». Объявили конкурс, время было странное, отбор — как в отряд космонавтов: тестовое задание, психологическое тестирование, бог знает что. Там познакомилась с практикой рекламы, появились первые клиенты. Совершенно неожиданно и ожидаемо, я втянулась.

Когда мне сделали предложение о работе в маркетинге дилера Volkswagen, долго сомневалась, а потом подумала: где же ещё в Ижевске найду практику и технологии маркетинга транснациональной корпорации? 

Продажа автомобилей — довольно прозрачный рынок, всё считается. Есть такая организация — «Ассоциация европейского бизнеса», собирает статистику по разным отраслям. Мы знаем по моделям, по брендам — какие автомобили, в каком количестве продаются в каждом регионе.

На автомобильном рынке на результат продаж работают, условно говоря, два человека — маркетолог и продавец. В первую очередь, потребитель должен принять наш бренд к рассмотрению, потом позвонить или придти в автосалон. Здесь работает продавец: выявление потребностей, тест-драйв, выяснение, насколько человек и автомобиль подойдут друг другу, предложение. После первой продажи снова маркетинг — удержание, лояльность, повторная покупка.

В Москве совершенно другие бюджеты, и — я могу ошибаться — чем больше бюджет, тем меньше ответственности за результат. А попробуй это сделать на маленькие деньги? Цена ошибки гораздо больше.

В самом начале была удивлена, что Volkswagen в России делал акцент на ивентах, прямой рекламы было мало. Когда мы это поправили, Volkswagen в Ижевске вошёл в топ-3 по рейтингу наиболее продаваемых иностранных автомобильных брендов. 

Мы не сразу, но научились делать ивенты продающими. 

Постоянно учусь. Сейчас занимаюсь интернет-продвижением, прошла курс интернет-маркетинга в «Нетологии», сделала диплом у Максима Юрина из «Ред Кедс» о продвижении дилерского бизнеса в социальных сетях. 

На рынке диджитал сейчас много мифов. Пересмотришь все инструменты интернет-продвижения, а в основе всё равно лежат базовые вещи: сегментация аудитории, отстройка от конкурентов…

Когда коммуникации в социальных сетях разложились для меня «маркетингово правильно», и я поняла, о чём говорить с потребителем, на каком языке, какие аудитории привлекать, как посчитать эффективность — всё встало на свои места.

Директор по маркетингу — должность больше административная, но если ставлю задачу специалисту, я должна понимать, как это сделать эффективно. Аналогичная ситуация с подрядчиками.

Системность и структурность. Надо построить систему, последовательно всё реализовать и оценить эффективность, в цифрах.

Чтобы расти, мы вынуждены конкурировать с другими хорошими брендами.

Конкурировать ценой и продуктом — это уже в прошлом. Сейчас приходится конкурировать сервисом, отношением к клиенту, эмоциями.

Ещё одна тема, которая мне интересна, — клиентоориентированность.

Прежде чем выстраивать систему клиентоориентированности, надо понимать, что потребители на разных рынках ведут себя по-разному. Не бывает единого рецепта. Например, на рынке FMCG лучшая клиентоориентированность — это стабильно хорошее качество продукции. Потому что если вы купите йогурт, а он будет некачественный, плохой, вам вряд ли в следующий раз захочется повторить свой потребительский опыт.

У Volkswagen в России  хорошая мотивационная программа для дилеров. В этом году мы были на крупнейшем автосалоне, в Шанхае. Volkswagen в Китае автомобильный бренд № 1, 20% рынка. 

Кажется, китайское правительство взяло курс на увеличение внутреннего потребления, потому что населения немереное количество и рынок для транснациональных корпораций очень ёмкий.

Шанхай — город, где невообразимым образом сочетается роскошь и нищета. В элитных районах кажется, что вы в Европе. На экскурсии в китайской деревне гид говорил: «Нужно торговаться» — но не можешь торговаться с этими людьми, настолько их жалко.

Удивили в Шанхае дороги — многополосные, с какими-то трёхуровневыми развязками. Помните, у нас раньше на балконах были ящички, в которых цветы высаживали? У них вдоль дорог-развязок такие ящички с цветами.

Поймала себя на мысли, что было бы здорово в Шанхае поработать. Там какая-то невероятная энергетика.

Это я сейчас серьёзный человек (смеётся), а в университете была несколько взбалмошная девушка.

Мама — педагог, была завучем в школе, отец — инженер-строитель, работал главным инженером проектов в проектном институте. Бабушек-дедушек не было, поэтому мы с братом были самостоятельны очень рано.

Мой муж — удивительный человек, у него безоценочный подход к людям. Вот этому безоценочному подходу я у него научилась.

Как и всем, мне нравятся люди умные, добрые и с чувством юмора.

Важно, чтобы было весело.

Раньше практически не завтракала, только кофе или чай. Сейчас попала в руки фитнес-тренера и должна завтракать кашами — овсяной, либо гречневой. Ненавижу их уже (смеётся).

Встаю в шесть. Когда рано просыпаюсь, мне очень хорошо и успеваю гораздо больше.

У меня болезнь — на «Озоне» выписываю столько книг, сколько не смогу прочитать.

Разделить завтрак с друзьями