Елена Обидина
16 марта 2012, пятница

Елена Обидина

Преподаватель ИСК УдГУ, заслуженный журналист УР, консультант по рекламе и PR

Как ухватить взглядом неогранённый минерал в общей массе аморфных студентов, как наблюдать в проходящих трамваях быстротечность жизни, как в канонических балетных «селёдках» приметить высочайший профессионализм, как в белом цвете разглядеть положительную эмоцию, как по наружной рекламе определить уровень жизни города и как почувствовать в спокойном завтраке увертюру к любви, спросите нашу гостью. Впрочем, скорее всего, это она с требовательностью педагога, точностью журналиста и женской страстью задаст вам уйму вопросов, как это было с нами. 

Меня не перебить, но вы меня простите, я ж преподаватель.

Хорошо у вас, уютно. Такое ощущение, что здесь всегда завтрак.

Рекламный бизнес, когда он начинается, часто ютится в подвалах, цоколях, на подселении. А это не правильно, если человек создаёт красоту, то он должен иметь возможность окружить себя красотой.

Я преподаю ребятам со специальности «связи с общественностью» и «реклама». И мне очень важно, чтобы они учились на хороших образцах. А всё, что они знают со школы, и всё, что видят по телевизору, — далеко не всегда эталонная реклама. И, кроме того, не зная ижевского рынка, они говорят: «Ой, как тут всё фу, ой, надо уезжать». Они просто не знают, какие примеры есть.

Жаль порой, что реклама — анонимная профессия. Даже когда на фестивалях вручают награды, то упоминают студию и заказчика, но никогда не упоминают конкретного дизайнера или копирайтера. А студентам на курсе «История рекламы» я всегда рассказываю об античной рекламе гладиаторских боёв с подписью: «Писал Эмилий Целлер, один при лунном свете».

Белый цвет тонизирует, привлекает внимание, обладает сильным эмоциональным посылом, белый в наружной рекламе смотрится очень стильно.

Клиент себя бережёт, своим «антивирусником» откидывает всё, что не укладывается в его картину мира, но, благодаря вам, уровень его пусть незаметно, но растёт.

Творческому тандему легче доказывать свою идею клиентам.

На самом деле люди часто вынуждены терпеть. Приходить каждое утро на скучную работу в коллектив, который они не любят. В этом смысле рекламщики ещё очень счастливые люди.

Я не представляю, как я бы приходила куда-нибудь и включала какую-нибудь кнопку, хотя у меня и такое было. Сразу после школы я ещё год работала в республиканской типографии. Приходила, включала кнопку пресса, открывала книгу и читала.

Было очень тоскливо. Я приходила на типографию, было ещё темно, уходила — уже темно. А вокруг здания трамваи ходят, и я смотрела и страдала, там же жизнь идёт!

Самое главное, чтобы работа тебя подпитывала. Чтобы ты ощущал свою важность.

Началось всё с журналистики. Образование я получила в Питере, здесь начала работать журналистом.

Потом начались выборы, и мне пришлось заняться политической журналистикой, а потом, когда начал развиваться бизнес, и, как все журналисты, я стала писать рекламные статьи. Рекламного и PR рынка тогда здесь ещё не было, но голодные журналисты уже предлагали свои перья направо и налево.

Мой родной город — Новосибирск, точнее, я должна была родиться там, но меня увезли сюда.

Новосибирск тоже очень провинциальный город, но высокий уровень рекламы там виден по «наружке». У нас по «наружке» виден невысокий уровень рекламы.

Папа с мамой спали на подшивках старых газет, я должна была быть журналистом!

Конечно, лучшим моим партнёром, которому я писала тексты, была-дизайн студия «Мухина». На тот момент их клиенты соглашались на дизайн, но тексты их были предельно прямолинейными: «Организация окажет...», «Широчайший ассоротимент представлен...».

По поводу «яканья» в рекламе отличную фразу написала Гермогенова: «Если вы хотите окликнуть человека на улице, вы чьё имя кричите?»

Никто не желает лобового воздействия. Приходится идти обходным путём. Будущее за ассоциативной рекламой, в которой не товар показывают, а как говорил Феллини, «рассказывают историю».

Если клиент смотрит телевизор, то он просит «забабахать ему яркий ролик», потому что у всех братанов уже есть телереклама, а у него нет. Но это деньги, выброшенные на ветер. Ему бы прямую рассылку для потенциальных партнёров сделать. А не обывателю рассказывать, что «на складе все позиции в наличии».

В Ижевске не хватает профессионального бизнес-сообщества. Я сидела в жюри многих фестивалей: «Золотой ход», «Камские львы», «Ижевский лось»... Но хорошего профессионального сообщества с тех пор так и не появилось.

Преподавание — это длительный научный эксперимент. Ты пытаешься вырастить из студентов новую популяцию универсальных профессионалов. И на это нужны годы. Создаешь климат, удобряешь почву, поливаешь цветы. А некоторые и не хотят, чтобы их поливали.

Редко бывают студенты, которые с 1-го курса знают, чего хотят. Студенты нашей специальности, в лучшем случае, минералы. Требуют огранки. Без профессиональной креативной среды бриллиант не вырастить.

Мы такая не балетная провинция. Очень-очень тоненький у нас культурный слой и почти нет зрителя, способного реагировать на балет.

Помните, в «Красотке» Ричард Гир говорит: «Опера — это либо сразу понравится, либо сразу нет». С хорошим балетом так же!

В жизни, как в балете, если у меня есть душа и интуиция, то мне все простят, если я приземлилась не в ту позицию.

Моим друзьям, которые говорят, что вообще не воспринимают балет, я всегда ставлю один фрагмент балета Адама «Жизель». Второй акт. На кладбище. Умершие до свадьбы девушки-призраки появляются из тумана в лунном свете. На балетном слэнге это называется «селёдки». Кордебалет из кулис движется с двух сторон в фантастическом ритме. Тяга любви! Сила чувств! Срабатывает безотказно на любом балетном девственнике. Даже если люди не понимают тонкостей хореографии, они понимают посыл, мэсседж.

Я двадцать лет была практически единственным балетным критиком в республике, и всегда старалась писать так, чтобы меня понял даже самый неподготовленный читатель. Чтобы ему захотелось пойти в театр... Рекламу надо делать так, чтобы всем хотелось её смотреть и читать не раз и не два. Чтобы это было произведение рекламного искусства.

Обманывают все: политики, актёры, художники, стилисты, парикмахеры. Реклама тоже обманывает, но она и утешает. Она создаёт иллюзорный мир, куда мы все пытаемся сбежать от реальности.

Когда я работала в молодёжной программе на телевидении, мы делали сюжеты о молодых ребятах, которые играли музыку по подвалам и танцевали в школьных спортзалах. Мы снимали их одной слабой камерой, монтировали, подкладывали музыку. А после пятничного эфира эти ребята звонили и говорили: «Слушайте, вы нас так сняли, вообще как клип! У нас никогда не было клипа!», или «Сделайте копию, мы на конкурс пошлём». И это тоже небольшой обман.

Люди хотят обманываться. Это наше ремесло.

Мой идеальный завтрак: я встаю полседьмого, маленький сын варит нам кофе. Мы втроём садимся за стол, а после мы расходимся (кто на работу, кто в детский сад). И здесь самое главное - не торопиться! Завтрак - это обещание, увертюра к любви. Свежая струя, которую вспоминаешь весь день.

Если ты завтракаешь на бегу, ненавидишь всех, и кофемолка нервничает, кофе проливается, ты опаздываешь — это загубленный день. Лучше вернуться и поспать ещё.

Я хочу, чтобы ваш завтрак был спокойным и радостным, как музыка Моцарта. 

Разделить завтрак с друзьями