Катя Царёва
13 апреля 2016, среда

Катя Царёва

Художник

Первый раз увидев работы Кати Царёвой, ловишь себя на мысли об их нездешней природе. Ну, не могли эти цвета, эти образы родиться на местной земле. И точно, Катя до одного прекрасного момента с Ижевском никак не была связана, жила себе на юге страны, в Краснодаре. Рисовала с раннего детства, училась в КубГУ на «Архитектуре и дизайне», работала по специальности. Правда, недолго — до 2010-го, начиная с которого живопись была переведена из увлечения в профессию и призвание. А нездешность картин, кстати, объясняется просто — они принадлежат собственному и неповторимому миру художника и городской прописки не имеют.

У меня дизайнерское образование. Сейчас осознаю, насколько просто заниматься дизайном и насколько сложно — искусством.

Цель каждого художника — быть неповторимым. Муки творчества возникают совсем не из-за того, что художник писал какие-то сцены ада и болел от этого. Ты постоянно думаешь, правильно ли ты все делаешь? Это ли делаешь? Что ты можешь открыть? А ведь не можешь уже ничего открыть — все давно открыто. Может вообще не стоит этим заниматься?

Дизайнер делает логотип и знает, что получит за него деньги. А художник никогда не знает. Ты всегда что-то делаешь и не знаешь, кому это нужно. В период становления ты вообще никому не нужен и это не просто пережить.

Нет амбиций — не иди в художники. Иначе всё закончится на первой же выставке. Все растворится. Амбиции — это, когда живешь в Ижевске, но уже знаешь, что тебя будут выставлять в Нью-Йорке. И что твои картины стоят очень дорого.

Цена работы — то, насколько признано твое искусство. Когда покупают дорого, можешь поставить крестик — я прошел дальше.

Спрашивают: «А продай картину? А сколько она стоит?» Я говорю: «Слушай, ну, ты не купишь все равно». Обыватель никогда не купит дорого картину, даже если он в состоянии это сделать. Он просто не сможет переварить эту цену, понять ее. Каждый раз задумываюсь — сейчас продашь, а вдруг потом через полгода встретишься с каким-нибудь коллекционером, а картины уже нет.

Художник не должен быть менеджером, но, в наше время в России, ему приходится им быть. Потому что, если ты собой не займешься, никто тобой не займется.

Современное искусство провозгласило и продвигает идею, что художником может быть любой человек. И что неважно, каким языком и как ты владеешь. Мир готов ко всему, и нет понятия «можно» и «нельзя».

Никогда не думала, что живопись должна быть академической. Мама заложила такое видение мира с самого детства. Она говорила: «Видишь, не обязательно изображать лицо таким, какое оно есть. Оно может быть смазано, мир может искажаться, люди могут видеть его по-другому». Гоген был любимым художником с первого класса.

В четыре года рисовала балерин, которые стояли на одной ноге. Есть такое правило, когда рисуешь фигуру — яремная впадина должна быть на одной оси с пяткой. Тогда смотришь на фигуру, и она не падает. Обычно дети этого не могут уловить.

Когда живешь в Краснодаре, не думаешь, что где-то лежит снег по полгода и не растут абрикосы. Не представляла даже в каких-то глубоких страшных снах такую зиму и лето, но деваться некуда — так случилось, что я живу в Ижевске.

Все случилось очень банально, ездила на музейную практику в Питер и познакомилась с будущим мужем. Он оказался ижевчанином.

На набережной стоят абстрактные скульптуры Валерия Казаса из Краснодара — «последнего русского модерниста», как назвал его Марат Гельман. Всё остальное, что там сделано, для меня слишком театрально. А людям нравится, они гуляют по набережной, залезают на металлолом, на все эти штуки. Дети фотографируются, им прикольно. Скульптуры Казаса никто не оценил. Но как раз они и были настоящим искусством.

В Краснодаре есть художники, которых знают по всему миру — арт-группа «Ресайкл», например.

Сейчас очень быстрое время. Все известные современные художники признаны уже при жизни.

Мир художников — жесткая конкурентная среда. Несмотря на то, что вроде как мы все не конкуренты друг другу. А с другой стороны, есть ограниченное число галерей в Москве, куда можно попасть. И ограниченное число художников, которых туда берут.

Художник должен быть публичным. В Москве, чтобы тебя заметили и куда-то взяли, необходимо ходить по выставкам и общаться. Да, ты можешь присутствовать в интернете и показывать свое искусство. Но люди, которые им реально интересуются, хотят видеть картины в живую.

Мои картины не про то, чтобы на них посмотреть и сказать: «Ага, хорошие тени. Хорошо прописана форма. Какие прекрасные лессировки. Какая лепка формы». Это общая концепция мира, которую я вам показываю. И вот эта тетя, которая там лежит или сидит, или бежит, или все что угодно делает, она всего лишь часть замысла, часть этого мира. Хотя форма и тени тоже важны — это язык, к которому я шла

Если бы я заботилась о том, что подумает зритель, красила бы цветы вот такого формата и продавала бы их за 10 тысяч рублей по три в неделю.

Главное — высказывание. Может быть, вам будет казаться, что какой-то художник рисует как курица лапой. Но у него тоже есть мастерство определенное, он к нему шел. Представьте себе, шел к тому, чтобы рисовать как курица лапой. Когда ты не ребенок, это не просто. А еще сложнее, когда есть образование.

Я человек масштаба, мне нравятся большие и чистые вещи.

Испытываю чудовищные муки, когда вижу плохую композицию. Особенно, когда это касается меня, моих работ, жилища — всего чего угодно, где я решила вдруг, что здесь должна быть идеальная композиция. Это превращается в болезнь — не может быть здесь так, должно быть чуть-чуть вот так. Глаз, он начинает своей жизнью жить.

В музее обычно бегаю. Если меня что-то заинтересовало, или какую-то работу я хотела специально посмотреть, ну задержусь, может быть, на пять минут.

Не могу сказать, что меня что-то может прямо удивить. Может тронуть. Когда вижу хорошие вещи, они меня трогают.

Открытие выставки для того и существует, чтобы общаться с художником. Ко мне подходили милые дядечки, дарили цветы. Очень приятно, когда тобой интересуются. Поэтому, когда будете на выставках, общайтесь с художниками, задавайте дурацкие вопросы.

Разделить завтрак с друзьями