Художник, дизайнер, арт-директор Indyworks
Из Ижевска нет прямых рейсов до Лондона. Билетов таких не купить. Но добраться в is the capital of Great Britain можно, обладая талантом и стремлением к своей цели. Как в случае с Толей Шабалиным, который начинал с пэйнта и баннеров для санатория «Нефтемаш», а теперь учится в Сент-Мартинсе. Самый юный участник Завтрака рассказал нам, как это у него получилось.
С самого детства любил рисовать. Бесконечно — на шкафах, на стенах и на бумаге.
Лет в 10 включил фотошоп впервые и просто баловался. А потом нашёл кисть такую, с расплывчатыми краями, и офигел от крутости происходящего. Как ярый фанат «Матрицы», вставлял в картинки свое лицо вместо Нео. Фотошоп изучал методом тыка до 13 лет, потом начал смотреть видеоуроки. А в 15 уже записывал свои.
Дизайн — вообще все в мире. Кто-то накрыл на стол, так что не все могут из-за этого дотянуться до тортика — все это дизайн. Каждый человек занимается дизайном, но только дизайнер делает это сознательно.
О Лондоне вообще не думал. Он казался недостижимым, сложным и дорогим. Подал документы в университет в Чехии, но мне отказали в визе. ЕГЭ сдавал только по обязательным предметам, так что меня бы и в УдГУ не взяли. Поэтому принял экстренное решение ехать в Англию учить язык.
Язык учится быстрее на улицах, в кино или кафе. Свободно разговариваю, правда, не все грамматические моменты могу объяснить. Часто даже думаю на английском. И сны на английском снятся.
Художник — самая сложная профессия в мире. Главная проблема в том, что нет никаких брифов и дедлайнов. После учебы ты никто и ничего из себя не представляешь. Нужно бесконечно творить и идти вперёд, создавать и развивать свой бренд.
40 часов — мой самый успешный проект, он родился в университете. Из задания был только бриф с заголовком «40 часов» и пустыми страницами. Решил, что буду 40 часов ходить по Лондону с пустым, как страницы брифа, холстом и прохожие люди будут изображать на нём что захотят. Получился холст-абстракция, в создании которого приняли участие люди со всеми мира — англичане, японцы, пакистанцы и многие другие. После проекта сверстал небольшую книгу с их историями.
Каждый год специализация в университете сужается — выбрал для себя иллюстрацию. На этом курсе свободный доступ к огромному количеству мастерских, которые меня привлекают — шелкография, печать на ткани, фотолаборатории.
Главное отличие английского образования от российского в том, что все преподаватели — практики. Это позволяет завести большое количество контактов в разных областях и приносит реальные брифы и заказы.
Понял в университете важную вещь. Дизайн — это только командная работа. В одиночку дизайнер не придёт к успеху.
Нравится брендинг. Мир вокруг состоит из брендов, и у людей зависимость от них, как от наркотиков. И вообще вся мировая экономика строится на брендах. А большинство брендов — безликие. Хочется придать им индивидуальности, построить эмоциональную связь с потребителями. Это такое же искусство, как создать холст, который увидят все люди.
Наш главный клиент Nikon. На 60% именно он нас кормит. Мы им делаем почти всё, от буклетов до конкурсов. Из мировых клиентов работаем с Unilever и Hartmann. Пока что речь идёт о российских представительствах. На европейский рынок выйти сложно, но мы стремимся.
В Лондоне меня воспринимают как школьника, у которого нет своей студии, а он приходит и говорит: «У вас всё не так, давайте сделаю вам круче!»
До сих пор думаю, как подходить к известным людям на улицах Лондона. Они там на каждом шагу. Актёры сериала «Игра престолов» или Бенедикт Камбербэтч — часто ездят в метро. Не подойдешь же к ним просто со словами «Привет, меня зовут Толя. Я из Ижевска». Такие им надоели, вероятно.
Атмосферу Англии мне передала биография Энди Уорхола «От А до Б и наоборот». Иногда провожу параллели между собой и гением Уорхолом. Возможно, зазнаюсь. Но только тут, в Ижевске. В Англии вокруг тебя невероятное количество крутых людей. Изначально чувствовал себя там отстоем, был в постоянном стрессе, старался быть не хуже остальных. Это дало определенные плоды.
Пока я больше дизайнер, чем художник. На данный момент не готов к тому, чтобы мои художественные работы продавались и висели у кого-то дома. Нет имени и опыта, чтобы позволить себе это.
Запускал линию одежды. Хотел отличаться ото всех, отшивать вещи не в Китае, а в Англии. Купил самый дорогой хлопок, нанял швей и настолько увлекся процессом, что совсем не подумал, что с этими вещами делать. Часть раздал друзьям, что-то продал или просто отдал. Теперь взял паузу — нужно пересмотреть подход.
Одежда должна быть удобной и отражать личность. Серьезно к этому отношусь. Поэтому начну потихоньку, с создания футболок. Сформирую таким образом бренд и можно будет общаться с инвесторами.
Хочу смешать дизайн и искусство и посмотреть, во что это выльется.