дизайнер, руководитель студии «Пиксель», VJ
Суровый дизайнер, выдумщик-режиссёр, круглосуточно увлечённый работой человек — Максим готов рассказать ужасную правду о том, как он учился в школе, какое образование получил в итоге, что вдохновляет на видеоарты и почему на его сайте отключены комментарии.
Лучше делать то, что очень хорошо получается.
Наша студия раньше занималась разным, но не очень удобно держать большой штат и терять контроль по качеству над направлениями. Поэтому сейчас в команде четыре человека, свободных, не привязанных ни к чему людей. Остались основатели, те, кто так же без головы, как я.
Руководитель я уже полтора года, до этого был арт-директором и дизайнером.
И сейчас рисую дизайн, потому что это отличительная черта нашей компании, самое сильное место.
Мы стали очень маленькими — «пиксель» понятие само по себе маленькое — и стали заниматься сайтами. Сайты делать удобно.
Результат того, что мы достаточно качественно работаем, — заказы только с Москвы и Петербурга, с регионов очень мало.
Сильные работы не всегда получаются, это зависит не только от желания нашего, но и от бюджета. Бывают бюджеты, которые позволяют нам использовать внешние ресурсы — иллюстрации будет делать профессиональный художник, 3D-модели создаст трёхмерщик.
Когда не приходится всё делать самому, конечно, результат лучше.
Далеко не все работы попадают в портфолио.
Мы думаем о прибыли клиента, поэтому предлагаем коммерческий хороший вариант, например, в инетрнет-магазине должны быть промо-блок, корзина, всё на нужном месте, чтобы без лишних кликов совершать покупку.
Очень критично отношусь к работе своих коллег. Хотелось бы спокойно сказать: не волнуйся, надо переделать, — но не могу. Особенно, если грубая ошибка, меня просто взрывает изнутри. Это очень плохая черта.
Программист должен быть мужиком. Может быть, дизайнер — тоже.
Не было такого, чтобы я брал опытных дизайнеров, у них слишком высокие амбиции. А молодой человек, студент с хорошими задатками — можно очень быстро из него сделать специалиста, если талант есть.
Выращивать специалистов, я думаю, нормально, и большинство студий должны этим заниматься. Выращенные потом все уезжают в Москву либо уходят, например, штатным дизайнером в крупную компанию — это когда стабильность нужна, когда дети.
Я требую от дизайнеров и от себя не относиться спокойно к тому, что выходит не так, как хотелось бы. Это далеко не всех устраивает.
Не многие студии так делают, но, к сожалению или к счастью, мы отказываемся от пары проектов в год. Начинаем работать и понимаем, что с таким человеком не сделаем хороший сайт.
В России очень низкий уровень знаний у заказчика.
Те проекты, которые я делаю для себя — вот это самореализация.
Hellodisigners — мой проект, это такой графический блог, по смыслу должен напоминать твиттер, лента формируется из рисунков. Изначально этим проектом я хотел объединить дизайнеров города. Я написал всем знакомым дизайнерам, но поддержали проект немногие.
Мой ресурс стал достаточно популярен на уровне России и Украины. Некоторые авторы стараются постить каждый день, видимо, живут и рисуют, сканы блокнотов выкладывают, всё подряд.
Для коммерческих работ есть Behance и Revision — первый всемирный, второй исключительно по России, а у меня наоборот: любишь рисовать — выкладывай.
На Hellodisigners комментировать нельзя. Я знаю, к чему приводят комментарии. Если почитать зарубежные сайты: найс, гуд, — а у нас: здесь плохо сделал, здесь зря, и так далее. Я не придумываю, это всё можно посмотреть. Иногда, мне кажется, я бы сам не удержался и что-нибудь сказал.
Просто люди такие… чёрствые — у нас солнца мало.
Hellodisigners, на мой взгляд, безупречный сайт, и вообще, лучший сайт на планете. Я делал его сам для себя, по вечерам. Он нравится не только мне. В Minimal Sites — есть такой международный сборник — из всей России это оказался единственный сайт на тот момент. Меня это так порадовало, я ходил по улицам и смеялся.
Сайт мне помог справиться с депрессией.
Иногда приходится проекты просто не доделывать до конца, понимаю, что вот этот вот вообще не катит на фоне остальных. Приходится отсеивать.
Видео — это как вторая работа. Я в будни в студии работаю, а в выходные я делаю видео для виджея в Баре весёлых историй. Не всегда то, что там показывается, я делаю, но с моим участием.
Сложно каждую неделю готовить уникальный видеоматериал, но стараюсь, чтобы 50/50 было моего материала и скачанного.
Есть некая группа людей, мы делаем видеоинсталляции — на разных музыкальных мероприятиях, на фестивалях, активно сотрудничаем с Ижевским киноклубом. Сами снимаем, монтируем.
Современные средства позволяют хорошо, удобно заниматься видео, например, зеркальные фотоаппараты, которые сейчас снимают на уровне достаточно высоком. Благодаря этому мы снимаем практически всё подряд: плесень, всякую грязь, что-то давим, пытаемся засушить.
Мы отталкиваемся от предметных вещей, например, снимали аквариум, поставили свет хороший, ровный, и бросали туда нитки. То, что мы увидели, когда это отразили в зеркале, — не похоже ни на что вообще, как будто бы из тонких нитей сделанные существа ползают по воде.
У меня есть цикл, где почти на каждую планету была создана своя предметная метафора. Юпитер — это чашка кофе со сливками. Земля — плесень, из всего предметного плесень — это самое живое. Сатурн, газовый гигант, — это мыльный пузырь на зеркале, его полусфера отражается, а вокруг такой ободок получается, как кольцо. Луну сделали — есть такие таблетки для садоводов, из них целый пучок земли вырастает — очень красиво, когда в макро-съёмке эта земля начинает изнутри прорастать, похоже по структуре на луну. А солнце — магнит, оно и по смыслу магнит, держит всю систему, и выглядит похоже.
Далеко не всё получается, что мы пробуем. Дело в том, что просто пробуем.
У видеоарта никакого коммерческого основания, только убыток и куча потраченного времени. Штука добровольная, поэтому и команды жесткой нет.
Через пять лет, возможно, кино буду снимать. Мне очень бы хотелось, просто сложно.
Киноклуб очень меня зарядил идеями видео, если вам тоже это интересно, то лучше для вдохновения туда ходить. Ещё люблю про супергероев фильмы, круто же.
Хочу освоить рисованную мультипликацию. Мультик про море будет, я море никогда не видел. Пока есть зарисовки, которые в дальнейшем, возможно, будут нормальным полноценным сюжетом.
Я вообще никуда не выезжал, только в России был. Всегда хочется уехать, но думаю: блин, столько времени потрачу зря, лучше замутить проект какой-нибудь.
Почему стал видео заниматься — довелось после техникума поработать на Новом регионе, я в студенчестве делал 3D какие-то зарисовки, ролики маленькие, их увидели на каком-то конкурсе и пригласили работать. Я во всей атмосфере поучился, понял все эти механизмы.
Я ходил в обычную школу, учился очень плохо, вообще ужасно. После школы можно было пойти в техникум при университете. И там какое-то просветление напало, я решил учиться хорошо, не знаю, почему. И вот я оказался на высшем образовании, там предложили: пойдёшь на деревообработку? Почему бы и нет. Не зря, на самом деле. Неплохо на деревообработке учиться.
У меня очень плохая память, я, наверное, поэтому в школе плохо учился.
В дипломе написано: «инженер-технолог по деревообработке». Удивительно, но много людей с подобными специальностями занимаются дизайном.
В сайтах, понятно, главное спроектировать, сделать удобно, продумать очень много мелочей. Инженерное образование очень важно для проектирования таких вещей как сайт или программный интерфейс.
Когда я воспитывался как дизайнер, интернет ещё был ограничен. Захлестнуло меня это увлечение лет девять назад, ориентироваться, кроме как на Лебедева, не на кого было. Сейчас мне по Фаунду гораздо приятнее пройтись, вдохновиться идеями, а у Лебедева слишком коммерческо.
Я не из тех людей, которые стараются закрываться от всех. Во всех возможных местах, где можно размещать портфолио, размещаю портфолио. Во всех ресурсах, где можно общаться, я стараюсь бывать.
В Москве, например, очень высоко оценивают Ижевск, он на слуху в агентствах. Только находясь здесь, этого не вижу. Либо люди раскрываются, когда туда уезжают, либо здесь они затаились и тихо-тихо делают удалённые проекты. Их очень сложно вычислить, хотя я пытался.
Девушка из моей команды, с которой мы будем рисовать мультики, Екатерина Сергеева — очень хороший художник, на том же Behance из ижевских представителей она выше всех по рейтингу, по плюсам — в пять раз, наверное. Мне со своими работами до неё только тянуться и тянуться. Меня это, конечно, немного задевает, но что поделать, талантливая, по-настоящему талантливая.
Мне Москва не очень близка, приезжаю, и сразу некомфортно становится. Я привык у себя в углу сидеть.
Петербург для развития в дизайне — всё равно, что Ижевск. Город хоть и огромный, вторая столица, но основные обороты происходят в Москве.
У меня был такой творческий отпуск — я ездил по московским студиям, общался с руководителями, просто делились опытом.
Я прихожу позже всех на работу и говорю: «Ребята, давайте по пуэрчику с утра». Это завтрак.