Руководитель ШБТ «ОДЁЖКА» и Udmurt Fashion Day
3 года занимаюсь организацией и кураторством проектов. Изначально работал с визуальным искусством и молодыми художниками Ижевска. Мы делали в «Грифоне» разные кураторские мероприятия. Например, выставку «Каркас» — проект, который мы проработали с молодежью.
Выставки делать очень тяжело. На них практически никто не ходит. Так повелось, что с современным искусством в Ижевске туго. Это в некое закрытое арт-сообщество города. Отклики как эмоциональные, так и финансовые в этой сфере минимальны, а сил требуют много: можно 3 месяца заниматься организацией выставки, плюс еще около месяца она будет висеть, но выхлопа практически нет.
В «Грифоне» много молодежи. После того, как на «Открытом городе» мы с Оксаной Бодой разместили площадку «Теплица», в «Грифоне» стали чаще появляться подростки. И многие говорили, что «Грифон» превратился в какую-то подростковую локацию: там тусит молодежь, она там ничего не делает, просто приходит поболтать, потусить, повисеть. Мы решили ими заняться и проводить образовательные мероприятия по актуальному современному искусству, которое, по сути, их в «Грифон» и привлекло. Организовывали выставки, делали курсы.
Изначально сформировалась команда проектировщиков-организаторов-событийщиков. В какой-то момент мы поняли, что площадка «Грифон» по своим ресурсам и масштабам уже мала для нас. Мы решили делать новые мероприятия: занимались «Открытыми городами» несколько лет подряд, делали фестивали. И в целом сейчас «Грифон» — это не площадка, это команда и отдельно площадка, которую мы используем как ресурс. Каждый из нас может там реализовать проект, сделать кинопоказ, концерт провести небольшой. В то же время это место для начинающих организаторов, куда люди приходят с идеями. И мы стараемся помогать в реализации идеи, делиться опытом, помогать с пиаром.
У каждого из нас есть своя боль. У Оксаны — музыка, у меня — мода, у Азалины — благоустройство города и правительство. Но, когда происходят какие-то масштабные проекты, достаточно крупные, мы объединяемся как рейнджеры. И делаем этот проект вместе, у нас каждый человек в команде такой мобильный: может и на входе посидеть, и пиар-кампанию запустить, а потом еще и звук настроить, да и лекцию прочитать... В общем, у каждого обязанности в зависимости от проекта — каждый трансформируется в того, кто нужен в данный момент.
«Псина» — это треш-вечеринка в формате поп-рейв. В целом, у нас был такой интерес к организации тусовок с Оксаной Бодой. Довольно давно я успел 2 месяца побыть арт-директором в клубе. И тогда у меня появился интерес к вот этой вот ночной клубной жизни города. Я изучил контекст и понял, что мне интересно этим заниматься. И мы как-то стандартно отдыхали ночью в квартире, включали Сердючку, Аллегрову и подумали: «А может сделаем тусовку?». В общем, сделали так первую «Псину» с мыслью,что вдруг кто-нибудь придет, а потом бац — 200 человек! Далее переросли в 8 киловатт.Сейчас туда ходит по 400 человек, и площадку мы готовим уже целый день: завозим огромные колонки, много оборудования, устанавливаем лазеры, свет. На самом деле, сейчас мы поняли, что «Псина» нас немного перерастает.
У меня и раньше был интерес к современной моде. Но не к моде, которая просто про производство одежды, а к некому социальному контексту fashion индустрии, когда дизайнеры, как и художники, поднимают в своих коллекциях и показах социальную тематику, передают идею. Я связался с ребятами из Be in open и стал организатором фестиваля фильмов о моде BIOF про современную моду в Ижевске. Туда пришло, на мое удивление, очень много людей. Хотя, когда мы делали подобные мероприятия ранее, люди не собирались. Меня это вдохновило! И в целом я понял, что в Ижевске людям интересна современная, с точки зрения визуального искусства, мода.
Первый проект в Fashion индустрии — «Udmurt Fashion Day». Мы делали его с командой «Грифона». У нас было всего 5000 рублей и поддержка моей подруги, которая держит свой магазин. Но мероприятие собрало достаточно много людей и положительные отзывы. Параллельно я набрал базу нестандартных моделей. Мне пишут и модельные агентства, и дизайнеры, и стилисты, и фотографы с просьбой подсказать интересных моделей для работы. Так я успел поработать с молодыми дизайнерами и понял, что у нас в Ижевске их достаточно много. А еще, что с ними есть некоторое проблемы, которые будут решаться при помощи «Одежки».
«Одежка» — это мой грантовый проект. Защитил его на форуме «Таврида» в Крыму, и получил деньги на его реализацию. «Одежка» — это школа будущих брендов для представителей Fashion индустрии, трехнедельный интенсив с участием привезенных экспертов сферы, который проходит по выходным. Каждая неделя (этап) имеет свои задачи и цели. Первый этап «Одежки» — это формирование идеи и концепции бренда, лекции про креатив. Второй этап — запуск молодого бренда и уже его первое продвижение. На вторую неделю приезжает Вася Волчок, создатель бренда «Волчок» и Толя Карнаухов из Екатеринбурга — создатель диджитал проекта «Самиздат». Последняя неделя — заключительная, ее тема — про деньги. Вот ты придумал идею своего бренда, сформировал его ДНК, как-то его маломальски запустил, теперь нужно подумать про деньги и пиар, и на третью неделю приезжают ребята из команды Be in open Леша Баженов — идеолог и создатель и Карина — социолог модной индустрии, куратор «Be in open films». Они будут рассказывать про актуальные форматы продвижения fashion индустрии сейчас, про современный визуал в моде, как и что нужно продавать, как это покупают. После курса планируется достаточно масштабное модное событие — Udmurt Fashion Day.
Сейчас огромный тренд на локализацию. В целом сейчас в моде субкультурная кооперация. Даже огромные фестивали работают на поддержку локальных брендов региональных дизайнеров. И это не только в моде. Вообще в сфере визуального искусства или музыки в Москве достаточно много внимания обращают на то, что происходит в регионах, потому что в регионах все построено на самоорганизации, и креаторы, у которых в принципе нет ресурсов каких-либо, могут создать что-то аутентичное. Даже, на первый взгляд, минус провинций в их малых площадях и то, что все друг друга знают, становится фишкой, которая позволяет генерировать нечто уникальное. Может получиться интересный самобытный продукт.
Неделя моды — это такой «совок», туда никто не ходит. Я хотел делать что-то вроде недели моды, но туда не ходят ни байеры, ни пресса, в общем — это никому не интересно и достаточно устаревший формат. Недели моды превращаются в такой липкий комок из селеб. Там не с кем пообщаться и действительно приходят просто пофоткаться. В принципе прогрессивные марки в том числе и люксовые делают рейвы с презентациями одежды. Когда происходит тусовка более неформальная, то можно и пообщаться, и разглядеть, и организовать так, чтобы там продавалась эта одежда. У меня будет все как-то более неформально: показы на каком-нибудь заводе заброшенном, рядом с ним корнеры или концепт сторы молодых дизайнеров, чтобы помимо показов можно было еще разглядеть одежду. После этого рейв и афтепати.
Дизайнеры, как и музыканты, и художники, сейчас занимаются созданием феноменов. Сейчас любой может назвать себя креатором и производить продукт, и продукта стало слишком много, хорошего в том числе тоже. Теперь важна часто первостепенна история, которая стоит за художником: работает, например, сторителлинг и продажи историй. В общем создание феноменов вокруг. Гоша Рубчинский — это пример хорошего создания феномена. Первоначально, как именно дизайнер-конструктор он из себя практически ничего не представлял: занимался тем, что продавал историю. Мне кажется, если бы не было такой рекламы, он все равно бы где-то выстрелил, потому что он работает очень ярко, провокативно и громко. Он занимается брендом и развивается, в общем — молодец. Благодаря ему о Российских дизайнерах заговорили в мире.
В целом все форматы переходят в медиа. Еще, по-моему, в 2016 или 2015-м Вивьен Вествуд вместо участия в неделе моды сняла просто короткий fashion фильм, и отправила его по имейлу. Видео — это интереснее, чем просто одноразовый проход модели. И как раз Be in open запуском своего проекта короткометражек от молодых дизайнеров из России «Be in open films» стараются утвердить этот формат. Мы планируем делать подобное в Ижевске в июне. И к этому показу добавим диджей-сет, лекцию, чтобы мероприятие было наполненное.
Люди не ценят бесплатное образование. Мы делали несколько достаточно крупных проектов и привозили федеральных экспертов из Школы культурных профессий и еще ряд образовательных мероприятий. Люди приходили, но они относились к этому очень так... легкомысленно. И такие: «Чувак читает лекцию, пойду лучше потусуюсь». Для решения этого я создаю иллюзию закрытого сообщества: набирается ограниченная группа из 10 участников, которым предоставляются всякие фишки-плюшки, вроде бесплатного участия в показах, дополнительных лекций, консультаций. Но в целом все занятия открытые, на них можно ходить всем. Все это бесплатно.
Обычно учат только тому, как правильно шить. Но не учат продвигать и продавать себя. К сожалению, даже у дипломированных дизайнеров одежды не всегда есть вкус в одежде и некая осмотренность. Сейчас рынок перенасыщен, дизайнерам больше не нужно создавать просто одежду.
В Ижевске есть интересные дизайнеры, но нет сформированной среды для развития. Конечно, есть и опытные игроки, например, Елизавета Кацуро. Есть и начинающие, тут вспоминаю участников Udmurt Fashion Day — бренд «Вотская губерния», они занимаются рисайклом в моде — скупкой б/у вещей или вещей с секендов и их последующей переделкой. Есть ребята, которые делают просто аксессуары. Но так как в Ижевске отсутствует среда, в которой дизайнеры могут реализовать себя, в принципе никто из начинающих этим и не занимается профессионально. У них нет уверенности, что если уйти в это направление с головой, то есть шанс себя реализовать в Ижевске. У нас дизайнеры этим не занимаются, их никто не обучает. В принципе у нас даже в программах университетов нет какой-то бизнес направленности. И моя цель заключается в том, чтобы своими проектами эту среду сформировать. Чтобы у их не было отношения к индустрии как к хобби.
Сам я шить не умею. Это как с художниками: мне нравятся выставки картин, но я не умею рисовать, значит буду делать выставки. Аналогично с дизайнерами: я не умею шить, но я анализирую контекст, общаюсь с людьми, езжу на форумы, — я буду приезжать в Ижевск и транслировать свои знания местным дизайнерам.
На 4 курсе мне говорили: «Мы тебя отчислим». Я учился в УдГУ на графического дизайнера. Первые два года обучали разным направлениям, потом мы выбирали, что нам ближе. Я выбрал графику. В итоге делал на диплом бренд одежды с коллекцией. Мне сказали: «Плохо, тут нет предмета». Хотели отчислить. Но я сказал, что сам уйду. И ушел. Но учеба не была бесполезной. У меня был хороший преподаватель, который разрешал мне очень многое.
Я хочу быть амбассадором ижевских дизайнеров. В последнее время стараюсь заказывать что-то у местных дизайнеров. Какой-нибудь ремень, штаны. Сейчас много езжу по городам и рассказываю про наших. Так познакомился в Ульяновске с японским байером — приглашенным хедлайнером мероприятия, который занимается открытием концептуальных поп-ап сторов в Токио с локальными брендами из России.
Пока интересна мода. Во-первых, она мне гораздо проще дается, само вот это попадание в тусовку. Хотя, на первый взгляд, мода кажется чем-то таким, максимально закрытым и пафосным. И я не люблю, когда fashion индустрию представляют чем-то элитным, дорогим. Придерживаюсь мнения, что не нужно производить кучу одежды, — надо продавать историю. И как оказалось, достаточно много людей со схожей идеологией в России, в мире! Как-то мы так все сдружились, вот сейчас общаемся.
Не планирую уезжать из Ижевска. Ну, нашел для себя оптимальный вариант: выезжать на какое-то время. Допустим, в Москве пожить 2-4 недели и возвращаться в Ижевск. Не знаю, я какой-то дед: вот у меня есть диванчик, у меня есть квартира, я сижу там и я не люблю перемен.