Дмитрий Бендер
16 июня 2014, понедельник

Дмитрий Бендер

руководитель в дизайн-студии «Ярко!» и фотограф

Очень интересный и разносторонний человек. Занимается литературой, фотографией, музыкой, имеет отношение к развитию интернета в Удмуртии.

Игорь Шевцов

В общем-то, до сих пор не определился, кем я хочу быть.

В том году отправил фотографии на конкурс в Майями и дошёл до финала. Моя работа висела рядом с работой Зигфрида Хансена — той, которая мне в мозгу переключила восприятие пространства, как он совмещает передний план и дальний. Это лучшая награда.

Отец занимался фотографией, у нас был миллион журналов импортных фотографических, но они почему-то никогда не привлекали… А сейчас так вштырило.

В фотографиии сам момент, когда ты увидел кадр и снял его, — самодостаточен. Это уже приз тебе. И таких призов может быть миллион.

Ребята из Бишкека придумали так называемый фоточемпионат. Участников разбили на группы, примерно по 10 человек. У них есть общая тема, например, «Город», и конкретное задание: «Снять цветной город». Можно интерпретировать задание как тебе угодно. Жюри выбирает пару лучших, все остальные отсеиваются, как в футболе. Следующая тема «Город на другой планете». Мне попался «Город на Марсе». Смотришь по сторонам — паника: «Где тут Марс?» В результате я снял детскую площадку в Козьем парке — как-то так привиделось: восход Фобоса над Марсом через два иллюминатора.

Для каждого фотографа его работа — лучшая, но на чемпионате ты понимаешь, что снимки должны быть лучшими в контексте задания.

Фотоблогеры отражают тренд — очень быстро везде побывать. А есть старые мастера. У Джоэля Мейеровица альбом про Прованс сделан не за неделю, не за две, а сняты все четыре сезона. Это качественно другая вещь. Человек так в Прованс вжился и настолько хорошо показал, что открываешь альбом — и как будто бы сам четыре сезона там провёл.

Не хочу, чтобы то, что мне нравится делать больше всего, было связано с головными болями по аренде и решению вопросов. Хочу разнести зарабатывание денег и фотографирование.

Работать чисто за деньги не получается, да и не помню, чтобы где-то работал, потому что должен. Как началось с «Марка» — всегда было интересно.

Как интернет в Ижевске появился, работал в «Марк-ИТТ» — это мои однокашники и однокурсники, такая близкая компания. Я был в Абонентском отделе, устанавливал модемы.

Ключевая книжка тех времён называлась «Жёлтые страницы Интернет» — сейчас это немыслимо, а тогда можно было пролистать этот справочник и что-то такое найти. И я постепенно тоже ввёл такой же список, мы всем абонентам его копировали на дискету.

Это времена, когда ещё не появился World Wide Web, то есть броузеров не было, а были электронная почта и ftp. Но даже тогда я умудрялся общаться, находил друзей, например, с одним человеком из Штатов мы зависали.

Интернет всегда с той точки зрения привлекал, что это всемирный информаториум. Можно всё найти — не то что «Вконтактик» листать, а что-то такое обнаружить. То Метрополитен-музей выкладывает фотографии, то недавно финны выложили безумное количество, тысяч 200 снимков. Думаешь: что уж можно найти в интернете? И — ба-бах! — что-то появляется.

Вы расскажите, что вам в интернете нравится в 2014 году? Какие ресурсы читаете: Mashable, Techcrunch?

Раньше был прекрасен журнал Wired — они находили контент безумно интересный. Мы в «Марке» одно время были на него подписаны, и он из Штатов приходил, как посылка с Марса. От корки до корки читать можно было.

После «Марка» меня позвали в компанию “Eusa.net”, такой offshore web development: команда разработчиков и дизайнеров сидела в Ижевске, а sales — половина в Мадриде, половина в Майями. Мы делали, например, сайт «Вога» испанского, внутреннюю корпоративную систему для «Рейтер-Испания». Но нас очень подкосило “nine-eleven”, башни-близнецы. Штаты отпали, и постепенно я оттуда ушёл.

В “Eusa” было много разработчиков и дизайнеров: Евгений Преображенский, Сергей Максимов, Алексей Копылов, Олег Охотников, Дима Краснопёров. Большинство уехали: в «Студию Лебедева», «Яндекс», “ABBYY”. Эти ребята — они бы и в Ижевске были в полном порядке. У них есть стремление, они могут новое создавать.

А сейчас и большой необходимости уезжать нет: рисуй себе в Ижевске, публикуйся в «Нью-Йоркере», лишь бы получалось такое, что «Ух!»

Ижевск — это такое место, где всё хорошо. Нет глобальных потрясений, национальных волнений, веерных отключений электричества, селей, ураганов. Всё как-то спокойно, но в сторону болота не уходит. Есть какое-то количество денег в регионе. Интересные люди находят себе, чем заняться.

Когда кому-то где-то плохо — это личное что-то не сложилось, а не место плохое.

Сейчас работаю в дизайн-студии «Ярко», на последней визитке у меня было написано «инж. чел. душ». Занимаюсь проектами комплексными, где надо контент воедино собрать, придумать сценарий, иллюстраторов подтянуть, тридешников, копирайтеров, всё это воедино свести.

Сделать проект, какого бы он маленького или большого масштаба не был, — всегда в конце бывает удовлетворение, что всё собралось так, как надо. Не буду формулировать так, что я горжусь, просто мне это нравится.

Раньше увлекала музыка — делал передачу на радио примерно с 1996 года по 2001. Называлась «Голос Терме́на» Она шла час — вроде бы не долго, но чтобы это всё воедино собрать, я прямо неделю тратил: надо подобрать музыку интересную, её состыковать, под это дело найти информацию, через себя пропустить, отфильтровать, чтобы и не нудно, и какие-то факты людей заинтересовали. Потом — мне так надо было — оформить плей-лист с гиперссылками, чтобы человек услышал передачу краем уха, зашёл на сайт — и по ссылкам мог получить больше. Поддержку, конечно, мне оказали. «Марк» одно время соглашался бартером — сколько стоит эфир, «Марк» соглашался «Авторадио» давать интернета на эту сумму. Потом Максим Коновалов прям давал денег, и всё. Поэтому я считал своим долгом в каждой передаче их рекламку какую-то прочитать. Сейчас понимаю, что эта реклама ему не нужна была, просто он меломан тоже.

Сейчас интересных радиостанций достаточно много. Что не отменяет роль ведущего человека, который сможет это всё через себя пропустить и внятно объяснить. Эта ниша остаётся.

Мой друг Саша Бабушкин очень любит джаз. Периодически народ собирает, привозит такой аудиофильский аппарат, винил, колонки, делает подборку пластинок и про каждого исполнителя что-то рассказывает. Он готовится, что-то себе распечатывает, но это ему на самом деле не нужно — про каждого из них он может рассказать просто из памяти.

Когда что-то хорошо сделано, это даёт импульс.

Уехал в Москву и никак не мог найти работу, и мне человек из музыкальной тусовки, Макс Немцов, говорит: «Дима, переведи книжку, тебе понравится». Я попробовал. “Happiness TM” — отличная книжка, но чтобы её качественно перевести — даже месяца мало, а платили за это 300 долларов. Что такое 300 долларов в Москве? Пришлось на половине книжки прервать работу. Потом видел её изданной — какой-то подстрочник Гугл-транслейта. Это меня гложет.

Отец научил надеяться на себя. Например, пришлось пожить по съёмным квартирам, и потом, в определённый момент, — собраться и заработать на жильё. Это, пожалуй, главное, что он дал такой импульс: «Давай сам!»

На пенсии буду жить в своём доме и переводить Дика Френсиса.

Разделить завтрак с друзьями