дизайнер
Катя — одна из представителей современного мышления. И она не просто думает, а воплощает новое мышление в своих проектах. Это очень открытый и позитивный человек, на обучение к которому я приходила несколько раз, и могу сказать точно: она заряжает.
Полностью убеждена, что дизайн меняет жизнь к лучшему.
Первого марта мы запустили проект «Сильные Идеи Приходят Сами». Задача проекта — продемонстрировать возможности методики дизайн-мышления, которая применяется во всём мире при разработке инновационных продуктов, сервисов и целых бизнесов.
История дизайн-мышления началась в 90-х годах в американской компании IDEO, которая, собрав накопившийся опыт в сфере креативных дисциплин в стройную методологическую базу, первая начала комплексно применять на практике новый подход — создавать то, что на самом деле нужно людям, в противовес дизайну, который занимается исключительно формообразованием. Одним из первых крупных клиентов IDEO стал Стив Джобс после своего возвращения в Apple в 1996 году.
Сегодня IDEO — одно из крупнейших дизайн-консалтинговых агентств мира, а этой методикой так или иначе пользуется большинство компаний, создающих продукты, сервисы для людей. Дизайн-мышление преподаётся по всему миру в крупнейших бизнес-школах — Стэнфорде, Лондоне, Милане, причём этот курс не менее значим, чем маркетинг, например. В России методика стала применяться совсем недавно — около трёх-четырёх лет назад.
Дизайн-мышление занимается разработкой инновационных решений, удовлетворяющих трём сферам: первая — это желаемое людей, клиентов бизнеса; вторая — собственно интересы бизнеса; третья сфера — это технологическая осуществимость. Задача методики — выявить решения, которые попадают в зону пересечения этих трех сфер.
Дизайн-мышление: эмпатия — фокус — идея — прототип — тест.
Эмпатия — не просто сопереживание. Есть простая история, которая это иллюстрирует: птичка упала, крылышко повредилось, идут мимо мужчина и женщина. Мужчина берёт птичку и пытается ей помочь, сопереживает. А женщина закрыла глаза: «Ой, я не могу этого видеть!» — она почувствовала себя этой птичкой. Эмпатия — это почувствовать себя на месте другого.
На этапе фокуса формулируется смысл основной потребности человека особым способом. Нужно точно понять: для кого мы ищем решение (кто?), какая потребность должна быть удовлетворена (что?), каким образом эта потребность должна быть удовлетворена (как?).
Этапы Идея, Прототип и Тест, думаю, всем знакомы, но нужно отметить, что в дизайн-мышлении используются особые инструменты на этих этапах, помогающие выйти на принципиально другой уровень разработки.
Чтобы показать, насколько дизайн-мышление классная штука, мы создали серию воркшопов с кейсами, которые команды решают за два дня. Каждый игрок в команде имеет свою роль: один-два представителя бизнеса, пара свободных игроков плюс эксперт.
В состав исследователей включаются люди из бизнеса, чтобы у разработанных идеей было больше шансов для внедрения. Порой для того, чтобы новое решение заработало, требуется изменить многое в компании, а для этого нужна энергия людей, находящихся внутри бизнеса. Кроме качественного результата мы становимся одной командой, которая работает над общей задачей, — отношения «заказчик — исполнитель» перестают существовать.
Чем больше наших коллег будут вовлечены в эти истории, тем рынок сможет быстрее развиваться, будет более качественным, более конкурентным.
У меня чётко сформировалось представление, как нужно менять мир: есть задача, есть люди, которым важно её решение, — тогда всё просто.
Сейчас время узкой фокусировки, сегментации. Задача дизайнера — понять людей, кому этот продукт нужен.
Как новые продукты выходят на рынок и сталкиваются с разными категориями потребителей. Первая волна потребителей — ранние евангелисты, люди, которым необходим новый продукт. Их совсем немного, но они готовы идти на риск и пользоваться сырым, недоработанным продуктом, давая неоценимую обратную связь для его развития. Следующая волна — визионеры, им нравится всё новое и на них тестируются повторяющиеся продажи. Дальше нужно перешагнуть через пропасть, чтобы выйти на массовый рынок и попасть в зону потребления прагматиков, консерваторов и скептиков.
В своё время мне очень нравился эмоциональный дизайн, не функциональный. Сейчас понимаю, что дизайн — это не про картинку, а про смыслы.
Стать дизайнером — осознанное решение, это не было просто модным словом. Однако тогда влекла именно эстетика.
Сын учится в Британской высшей школе дизайна. Что важно: там преподаётся дизайн (смеётся). Не про картинки.
В БВШД сын и другие студенты пришли с портфолио, но первый семестр не рисовали практически ничего — им ломали мозг. 30% ушли — кто не может получать удовольствие от мышления, вряд ли станет дизайнером.
На учёбе в БВШД дают задачи полного цикла, например: произвести станок. И собирается из какого-то сора и битых электронных блоков станок вакуумного прессования. Сначала студенты создали механику, затем корпус, а потом должны были произвести на нём разработанный продукт и 10 единиц продать. Они всё поняли, от технологии до маркетинга и продаж на последнем этапе.
Российское образование даёт аналоговый подход: изучить чужой опыт и, пользуясь этими знаниями, сделать что-то по аналогии. Зарубежная школа учит создавать в первую очередь новое знание.
Нет подхода «неправильного», есть другие системы координат, некие модели мира. Пока модель работает, она правильная, как только найдена более совершенная — старые отмирают.
Те родители, кому успешно удаётся навязать свою систему, не дают возможности детям развиваться. «Всё, что мы можем сделать со своими детьми, — чему-то у них научиться».
Родители — это про любовь. Научить любить быть собой, любить других, пытаться их понять — на любимых людей надо настраиваться, погружаться в них.
Удивляюсь, но мои личные истории знает сын и не знают мои близкие подружки. В сложных ситуациях ему звоню, он начинает учить меня уму-разуму, потом перезванивает через час: «Я понял, что тебе надо делать». Такие взрослые отношения с ребёнком возможны с детского возраста, я просто поздно это поняла.
Итальянскую кухню люблю, на завтрак что-то накидать: моцарелла, салат, помидоры — полить соусом. Это и вкусно, и легко.
Путешествию не по местам, а по событиям. Люди одной темы съезжаются со всего мира, и ты тут с друзьями — клёво. Миланский дизайн-вик, Веницианская биеннале, последнее — фестиваль кино и музыки Кюстендорф Эмира Кустурицы.