7 мая 2019, вторник

Анна Максимова и Дмитрий Носков

Руководители дизайн-сообщества TESLUM

А: Мы не очень любим представляться, так как на самом деле мы «мультикомбайны». Сказать «Привет, меня зовут Анна, я та-та-та» я не могу. Мы люди с определенным опытом: начинали как дизайнеры-фрилансеры, сейчас уже восьмой год в этой сфере, самостоятельно ведем проекты.

Д: Фрилансер пробует себя в разной деятельности: он и менеджер проектов, и дизайнер, и финансовый «решало». Со временем из-за того, что решаешь все сам, ты приобретаешь много разных навыков и становишься этаким «мультикомбайном», который не может сказать: «Я дизайнер или я менеджер проектов». Одно в другое перетекает. Поэтому мы и не знаем, как себя называть.

А: Но можно перечислить, что мы делаем. Сейчас мы ведем веб-проекты, сконцентрировались на маркетинговой и графической составляющих.

А: Мы идем от смыслов до графической упаковки. На этапе реализации графической упаковки мы предпочитаем отколоться, и программную часть и часть верстки мы передаем специалистам в нашей команде, которые специализированы именно в этом. Мы работаем как с российским сегментом, так и с зарубежными заказчиками. У нас разве что не было работы только с Австралией и Южной Америкой. Все другие континенты мы затронули.

А: Наш главный конек — это дизайн, и все крутится вокруг него. Успех Димы заключается в том, что у него есть две составляющие, которые очень редки в человеке: творчество и обязательство. Это очень редкая мешанина.

Д: Было время, когда я съезжал с обязательств, мог клиентов тянуть по полгода, потом они мне предлагали в багажнике прокатиться, а я все равно их тянул. На самом деле хорошо, когда есть команда и есть, на кого положиться. А когда ты остаешься один, то начинаешь съезжать, спать до трех часов дня.

А: У меня маленький опыт работы на кого-то — полтора месяца. Я практически не знаю, каким образом строится работа внутри таких образованных команд. Дима работал больше — примерно год. Нам повезло встретить классного парня, который просто мега разбирается в техническом дизайне. Его зовут Денис Дмитриев, он живет в Ижевске. Мы попали к нему на курсы, и с этого началась наша «фрилансерская» жизнь. Несмотря на то, что к нам прилетали офферы от разных компаний — в том числе из Европы, Америки — мы не бросили фриланс. Для нас свобода важнее.

Д: Самое страшное в фрилансе в самом начале — страх звонка, страх конфликта, страх отказа. Психологический дискомфорт, что-то пойдет не так с клиентом, он тебя не поймет. Работать я начал в 15 лет на холодных продажах, ходил по квартирам, продавал технику. Страх просто атрафировался. Самые важные навыки были приобретены как раз в это время. В жизни важно правильно себя продавать, преподносить, подбирать нужные слова.

Д: Российские клиенты отличаются тем, что они используют методы, которым в школе учителя учили. Они в принципе хотят тебя научить жизни. Во-первых, если клиент сформировал техническое задание неправильно, это уже его ошибка, но поначалу ты как начинающий фрилансер этого не понимаешь. Исходя из этого ТЗ ты сделал хороший концепт, а в итоге, клиент воооот такую портянку из жизненных принципов присылает, что все неправильно.

Д: У русского клиента превалирует отрицательная мотивация. Западные клиенты этим вообще не пользуются. Русские мотивируют через боль, унижение. Не все конечно, но бывает. У западных же только положительное. Например, мы работаем с клиентом из Америки, и я пропал на неделю. Клиент начинает спрашивать, как у меня дела, все ли хорошо. Я не отвечаю, тогда он начинает писать, что понимает, что я устал, перегорел и рассказывает мне, что сам сталкивался с этим и как это преодолеть. Потом просит связаться с ним, так как он переживает.

А: За многогодовой период мы выработали определенные правила, у нас есть чек-лист, по которому мы проверяем клиента. Если какие-то «лампочки» у нас загораются — например, нет предоплаты, ограниченные сроки, дискомфорт в общении, излишняя эмоциональность заказчика — мы от клиента отказываемся, придумываем благоприятные формулировки, чтобы с ним не работать. Но бывают такие ребята, которые все пункты проходят, мы начинаем с ним работать, а под конец выясняется, что зря. Главное — стараться не обижать человека. Человек всегда совершает ошибки, это нормальная ситуация, но это совершенно не значит, что ты можешь его за это судить. Ты не знаешь всю подноготную, почему эта ошибка случилась. И первое, что нужно сделать, — не обвинить, а понять, почему это произошло.

Д: Клиент должен понимать, что на 50% работы зависит от него: от формулировок, заданий, мыслей.

Д: Как мы боремся со стрессом? Мы начинаем ругаться, ссориться, драться. Да, вот так. Мы не умеем в стрессе работать. Надо бить стену. Я родителям недавно в машине лобовое стекло разбил кулаком. Мы не будем врать и говорить, что мы медитируем, занимаемся йогой, что в нас течет лимфа там какая-нибудь. Мы обычные люди и мы справляемся со стрессом по-обычному. Какие-то вредные привычки начинают проявляться. В последние несколько лет очень сильно помогает смена обстановки. Но опять же к этому варианту мы пришли, когда начали нормально зарабатывать.

Д: Со стрессом очень помогает бороться кислород. Сходить в парк, прогуляться. Вот смотрите, я сегодня одет по-спортивному. Я сейчас испытываю достаточно сильный стресс. У нас много работы, сегодня вечером надо будет созвониться с клиентом, который с какого-то фига решил на нас подать в суд. И это все стресс, то есть мы постоянно испытываем давление. Вечером мы сядем в машину, уедем на биатлон и просто пойдем бегать молча. После этого сразу стресс уходит. Просто берешь и пару кругов наворачиваешь по лесу, кислородом напитываешься.

А: На самом деле с опытом не становится меньше каких-то экстремальных нестандартных для тебя ситуаций. Но ты пересматриваешь свое отношение к ним, перестаешь волноваться.

А: Для того чтобы вы не страдали и развивались сами, нужно выбирать клиента как хорошего человека изначально. И только потом смотреть на его проект. Не смотреть на проект плюс на деньги, которые он принесет, а изначально только на человека. Это просто железное правило.

Д: Был клиент, который придумал и создал себе аккаунт злого руководителя и прикрывался им. Это тот случай, когда чувак не может на себя брать ответственность.

А: Есть проекты, которые нам очень нравятся. Но мы гордимся не проектами, а людьми. Например, к нам залетел чувак, чтобы у нас научиться чему-то. Прошло два месяца, и его уровень так поднялся, мы ему так помогли. Вот этим мы гордимся, когда мы можем сказать, что этот парень или девушка брали у нас уроки, и они теперь классные дизайнеры.

Д: В прошлом году мне пришла идея, что нам нужно уехать в Лос-Анджелес, я постоянно говорил, что нам нужны клиенты из Америки. Месяц делал кейс на Behance. И уже через неделю пришел клиент из Америки, с которым мы сейчас запартнерились.

А: В один период на нас висело 17 проектов на двоих. Тогда мы поняли, что нам нужна помощь. Наша команда — это дизайнеры и верстальщики, те ребята, которые приходят, садятся рядом с нами и хорошо впитывают. Многие интересуются тем, чтобы забрать опыт, но нам интересны люди, которые нам понравились фактически и которым понравились мы. И эти люди остаются и становятся нашими друзьями. Поэтому вся наша команда — это наши друзья, несмотря на то, что кто-то может жить в другой стране.

Д: Случается так, что собираются все «голодные» дизайнеры, которым нужна работа, причем работа нужна не из-за денег, а из-за реализации. С этими ребятами интересно работать, они абсолютно точно понимают, что сегодня они могут заработать, а завтра — не получить ни копейки и пересесть на бпшки, но их мотивация не в этом — она не денежная. Поэтому у нас получаются хорошие коллаборации. Когда-то на заре нашей фрилансерской деятельности мы хотели преобразоваться в студию, но потом поняли, что наше отношение к жизни не такое — не феодальное — поэтому мы заинтересованы в людях, которые будут самостоятельно работать, и мы сможем быть партнерами.

Совет начинающим дизайнерам:

А: Будет здорово, если ты найдешь контакт с дизайнером, который тебе интересен. В любом случае тебе нужно на что-то ориентироваться, кого-то мониторить, перерабатывать информацию через себя. Взять все самое лучшее и добавить свое.

Авторы: Полина Макарова, Юлия Татаркина