Лидер группы “Karenin”, музыкант и рекламист
Этот завтрак был о причинах и следствиях. Причина: в России нет музыкальной индустрии, следствие: музыкант сам кузнец своего счастья. Другая причина: власть отбирает кадры по уровню лояльности, следствие: творческий потенциал Ижевска может рассеяться по другим городам. Не смотря на это, наш гость сам затевает весёлые проекты, пишет музыку и любит помогать коллегам, а нам рассказал пару секретов успешной команды.
Я так и знал, что будет этот вопрос. Я завтракаю очень лаконично, как правило, полпачки творога со сметаной и сахаром, выпиваю чая стаканчик. Встаю стабильно в 9 утра, в будний день и выходной. Я знаю, если в это время встану, будет оптимальный уровень работоспособности в течение дня.
Сфера личных отношений — это то, что я не люблю обсуждать, равно как и вопросы, связанные с заработными платами, какая у тебя машина и так далее.
Родители инженеры. Мама экономист, а папа выпускник Грознинского нефтяного института, специалист по нефтяному оборудованию.В детстве я жил то в Ижевске, то в Грозном.
Предки были поморами где-то на территории Архангельска. После раскола церковного бежали на Кубань, откуда выдачи не было. Там у них было имение, оно до сих пор стоит в Лобинске. Имение отобрали, прапрадеда отправили на Соловки. По дороге он умер, а семья бежала на территорию Грозного. Это по отцовской линии. У мамы всё проще — Тула, Ясная Поляна, крестьяне и военные.
Мой отец — меломан, дома была большая коллекция пластинок, порядка трёх сотен виниловых дисков. Папа отслеживал свежие музыкальные альбомы, которые не всем были доступны в Советском Союзе, специально заказывал, ездил. Это был первый виток знакомства с музыкой.
Когда мы заходили в магазин Культтовары, отец покупал мне детскую пластинку, из серии «Бременские музыканты» или «Кузнечик Кузя», а себе пачку новых винилов. Почему мне покупалась пластинка — чтобы я папу не заложил. Это был серьёзный удар по бюджету, и он иногда скрывал, что покупает винилы. На мамин вопрос, откуда у нас эта пластинка, отвечал: да она была уже давно.
В 2005 году я начал писать инструментальную музыку. Треки попали в первую очередь к Саше Юминову и Антону Янцену. Они их издали на очередном сборнике «Подводных Ижевсков» (или Вечерних). Мы с Владом Цветковым выступили на фестивале электронной музыки, где Артемий Троицкий дал высокую оценку нашему творчеству.
На первой репетиции с гитаристом Алексеем Прозоровым и барабанщиком Максимом Яковлевым была мысль: хорошо бы в звучании появился кларнет. Через 15 минут после репетиции Алексей встретил на улице кларнетиста Антона Катаева. Хороший знак. Так весь состав и пополнялся.
Захотели популяризировать своё творчество, привлечь нового слушателя. Как только мы взяли Ксюшу, вокалистку, сразу же попали в федеральные радиоэфиры. Очевидно, что песни легче воспринимаются.
Сейчас Karenin — это 50/50 инструментальная музыка и песенное творчество. Бывает, что нас приглашают исключительно инструментальным составом или наоборот, просят, чтобы были песни. Получается, можно разделить творчество коллектива: Karenin с Ксюшей и Karenin-band.
Музыка была инструментальной, не ограниченной языковым барьером. Одним из понятных всему миру объектов российской культуры является литература. Где-то проскочила Анна Каренина, и в трансляции на персону — тогда проектом занимался я один — почему бы не Каренин.
Творчество начального этапа местные музыкальные критики в компании Троицкого сразу обозначили как эмбианс аниматик барокко — кинематографическое барокко с такими «фью-у»!
Нам часто говорят слушатели, что наши композиции рождают такие-то образы. Наверное, моя любовь к кино так выразилась.
Если вы хотите поговорить о кино, я всегда могу стать хорошим собеседником.
Я образами не оперирую. Когда я пишу музыку, скорее на ощущение настроения ориентируюсь. Нет такого, чтобы я сел и решил написать про чёрно-белую овцу.
Если люди занимаются творчеством, я очень лояльно отношусь к тому, чтобы предоставить музыку на безвозмездных началах. Сейчас порядка 10 спектаклей используют наши треки в своих постановках. Это, несомненно, приятно.
Мы не Алла Пугачёва. Нет такого ощущения, что пришла большая слава. Есть подтверждение нашему творчеству, но популярным коллективом мы не являемся.
Делать ставку на музыку в России, на зарабатывание музыкой, я бы не стал.
Существует миф — стану супер-звездой, заработаю кучу денег. На самом деле это единичный случай.
Проекты, которые выстреливают в стране, не удерживаются на плаву, если постоянно не впахивают и не трансформируются.
В чём индустрия? На каждом уровне развития музыкант получает определённую поддержку от профессионального взаимодействия. Если молодой исполнитель интересен, студия вкладывает деньги в работу с ним, получает свой процент. «Вкладывает деньги» — это работа с каналами распространения, масс-медиа, радиостанциями, интернет-ресурсами. Всё это представляет собой чёткую систему, у нас в стране этой системы нет.
Результаты нашей деятельности мы получаем, как правило, своими усилиями, посредством своей коммуникации, распространением треков в сети и так далее.
В России очень инертные слушатели. Люди в принципе не любят искать, развиваться. Это не консервативность, это именно лень. Тебе дали по телевизору майонез, ты купил как в рекламе. Очень большая аудитория не ищет, что бы почитать, что бы послушать, берут то, что есть на поверхности. Зачем напрягаться, если есть столько напрягов вообще?
Я не сторонник того, чтобы держаться рамок жанра. Если всё время эксплуатировать один жанр, это и скучновато, и устаёшь, исписываешься.
В звучании всегда фигурирует определённый стиль, который зависит от набора инструментов, от понимания музыки. У нас есть виброфоны, баян, кларнет — это делает звучание узнаваемым.
Я делаю какой-то инструментальный материал. Мы собираемся, записываем — пишем до тех пор, пока нас не устроит вот этот отрезок записи, качество звучания, аранжировка композиции.
Концерты в Ижевске мы проводим редко, раз или два раза в год. Это принципиальная позиция — выступать, тем паче в родном городе, только когда есть возможность представить что-то принципиально новое. Мы организуем концерт сами. На наши мероприятия стабильно приходят 400–500 человек.
Залог успеха коллектива — чтобы у каждого была своя ниша. Лёша отвечает за технический райдер. Антон старший по нотам, мы потому что по нотам так быстро не соображаем. Мы делали с симфоническим оркестром выступление, он всё перекладывал на партитуру. Если надо быстро какую-нибудь мелодию — это к Ренату, он это лихо делает. Я оргмоменты и харизму обеспечиваю. Распределены обязанности.
Обучился я в Удмуртском государственном университете на факультете философии и социологии.
Во время учёбы я работал на выборных кампаниях, между выборами — в СМИ. Были очень крутые специалисты приглашены, у которых я во время первых выборных кампаний поучился.
Я занимался сбором и аналитикой общественного мнения, куда среди прочих пунктов входил сбор слухов. Под руководством Валерия Фёдорова разрабатывал технологию, как слухи собирать, как их анализировать. В последствии это стало дипломной работой, за которую меня завалил профессор из Екатеринбурга, увидевший рецензию Фёдорова. Общественность была возмущена, что он в 29 лет стал директором ВЦИОМ.
С выборами завязал, стал редактором на радио «Моя Удмуртия». Его ещё не было, мы небольшим коллективом его создавали.
Получил федеральную премию Попова как лучший ведущий вечернего шоу, когда уже попросили уволиться за вольнодумство. Мне передали копию диплома.
Подумал: займусь-ка я всё-таки своим делом — разработками идей, реклам.
Мы делали мультики «Пушкин и пацаны», было весело. Пушкин — чернокожий мальчик на скейтборде, который читает свои стихи, рэп, и в каждой серии погибает. Мы выпустили четыре серии, но проект не выстрелил. Многим показалось кощунственным глумиться над образом. Посягнули на святое.
В Ижевске можно здорово делать творческие проекты, главное отдавать себе отчёт в том, кто в этом может принять участие, какие есть ресурсы и как их грамотно использовать.
Меня всегда удивляло, как у нас крупные телекомпании не имеют элементарно продюсерского центра, хотя бы двух человек, которые способны понимать то, как делается проект.
Проект — это прежде всего правильный подбор людей, оценка их возможностей, чтобы достигнуть определённых целей, и план. Потом уже продажа этого проекта.
Нет понимания, что в любом проекте должен быть конфликт, должна быть драматургия, чтобы ты включил телевизор и у тебя было желание втянуться. Никто этим не занимается. Люди понимают, что можно срубить бабла, пофиг как, давайте сделаем какой-нибудь проект.
У нас в республике неплохая журналистская школа была, ведущие на федеральном уровне известные: Чернобровина, Крайнов, который занимался графикой-монтажом, Фёдоров, Санникова — куча людей, которые здесь могли бы работать и воспитывать новое поколение. Они просто за ненадобностью отсюда свалили.
Может быть, я слишком критичен, но считаю, что у нас не умеют использовать правильно человеческий и командный ресурс.
В Ижевске есть операторы, которые умеют хорошо снимать, есть хорошие дизайнеры, есть люди с хорошими идеями. Если что-то реализовывать, это можно сделать всегда хорошо и здорово. А получается, сетуют, что нет кадров. Отсюда дебильные истории, фрики, почётные удмурты и неудачные проекты, которые реализуются нашим правительством. Большая стройка с распилом не будет иметь хорошего выхлопа.
Во многом ситуация упирается в само отношение номенклатуры республиканской, отношения власти и сотрудников. Власть ценит в первую очередь не профессионализм, а лояльность к ней самой и её проектам. Соответствующий результат.
Если человек не компетентен, он будет делать всё, чтобы удержаться на этом месте, но не будет производить отличный продукт.
Я вообще люблю, когда мне звонит человек: нужно помочь. Пришли ребята, у них есть идея, чем мог помог, проконсультировал, что-то предложил, расписали проект. Это регулярно происходит. Много проектов в городе Ижевске, в которых я принял участие на уровне консультации.
У меня Москва не укладывается в голове, мне сложно там ориентироваться и некомфортно не в плане передвижения, а всего того что там происходит.
Ижевск город маленький, всё понятно: где, кто, что умеет. Что можно будет реализовать.
Секрет успеха — я у человека спрашиваю, сколько он считает нужным получить за проект. Столько он и получит.