промышленный дизайнер
Проектировщик, инженер, конструктор, оптимизатор процессов... Нет, это не четыре разных человека — это Андрей Раков, дизайнер до мозга костей.
Алексей Курбатов
Интересное у вас место — коворкинг. Однажды мы спорили с одним человеком (человек не хороший, а спор хороший) о словах «симбиоз» и «синергия». Так вот, коворкинг — симбиоз полезного и бесполезного, дающий синергию. Сумма двух величин больше, чем каждая величина по отдельности.
В какой области дизайна работаю? Я ещё молодой и не определился. Начинал как промдизайнер, в первом классе. Позднее, на уроках рисования, пробовал себя в качестве графического дизайнера. На все вещи стараюсь смотреть через призму дизайна, которую для себя лично сформулировал.
Специализация нужна, когда зарабатываешь деньги. Зарабатывать деньги не умею, поэтому дизайном занимаюсь для души.
В каждый проект погружаюсь с головой. С детства понял, что не могу заниматься тем, что не интересно.
Когда-то всё сводилось к простому слову — «красиво». Но сейчас дизайн выражается словом «функция». Его духом в любой вещи и любом образе совершается какое-то действие. Без функции дизайна не существует. Слово «функция», кстати, буду часто произносить — оно мне нравится.
Функция — это преобразование по определённому принципу. У ложки какая функция? Мешать! Кроме того, она должна быть чистой. Дизайнер подбирает материал, позволяющий ей быть чистой или выглядеть чисто. Слишком лёгкая пластиковая ложка — тоже плохо. А если ложка для заведения общепита, возможно, нужно предусмотреть место под логотип.
Если дизайнер не осознает, какую функцию должна выполнять ложка, он добавит всяких «плюшек», и она плохо подойдёт для своих изначальных целей.
Недавно знакомому помогал подобрать кухонный гарнитур. Он хотел пёструю столешницу. Вроде бы здорово — крошек не будет видно. Но со временем приходит осознание: крошки есть, а их не видно. И после этого тебе постоянно будет казаться, что они есть. Получается, дизайн свою функцию выполнил не до конца.
Чем дизайнер отличается от конструктора или инженера? Ничем! Но у нас стереотип: конструктор — это чувак, который стоит за кульманом в пыльном КБ. На самом деле, этот человек конструирует психологию использования предмета.
Есть такое изречение Туполева: «Летают только красивые самолёты». Свойства всех вещей закладываются на каком-то глобальном, но примитивном уровне. Когда говорю о красоте самолёта, я говорю о природной красоте. Он может полететь, только если построен по закону природы. Инженер, который это понимает, превращается в дизайнера.
Для меня самый великий дизайнер — Леонадро да Винчи. Он брал природу и делал из неё механизм. Через биологию и анатомию понимал мир. Это позволяло ему создавать технические вещи, которые всё равно оставались частью природы.
Что является критерием дизайна? Одним нравится одно, другим другое. Вкусовщина! Но иногда возникают вещи, которые нравятся всем. Так происходит потому, что они сделаны по законом природы и гармонии.
Первые предметы Apple ничем не отличались от обычных «писюков». Но позднее всё трансформировалось: гладкие линии, аккуратный дизайн. Сейчас многое меняется. Может быть седьмой или восьмой «Айфон» в сторону уйдут. Удивительно, что первый «Айфон» был меньше, чем смартфоны других производителей. Никто не будет спорить, что смартфоном с большим экраном удобней пользоваться. Но чем больше экран, тем больше энергопотребление и меньше время автономной работы.
Понять, что для человека важнее — это и есть работа дизайнера. Главное в профессии — поиск компромиссов. Но иногда это путь в никуда. Если увлечься, можно создать ненужную вещь. Это как решать математическое уравнение.
В школе любил математику. Во всяком случае, больше, чем русский язык. В математике есть ответы на все вопросы. Это попытка максимально обще описать природу. Даже когда смотришь на таблицу Пифагора — видишь гармонию.
В моей жизни была пара математических олимпиад. Но своей дочери определённо уступаю — она вторая по республике в математике и первая среди девочек.
После девятого класса была практика на «Ижмаше». Обслуживал станки, на которых изготавливалась единственная фрезерованная деталь в автомате Калашникова (остальные — штампованные). Если бы и эта деталь была штампованная — оружие стало бы совсем неточным. Это и есть дизайнерский компромисс. Мне нужно было закладывать детали сначала в один станок, потом в другой. Работа тупейшая, максимально неинтересная и опасная. Начал искать гармонию в своих передвижениях между станками. В результате увеличил производительность в полтора раза. Когда нет возможности реализоваться в одном действии, начинаешь искать творчество в другом, например, в передвижении.
Любой жизненный опыт делает человека более приспособленным. Не важно, какой опыт, всё создаёт контекст, и чем шире контекстное поле, тем у тебя больше выбор и понимание.
Поступать решил поздно. Хотел сходить в армию. Служил во флотском стройбате, в Мурманской области. Там за каждым камнем подводные лодки прячутся. О службе нисколько не жалею. Считаю, что это полезная штука. Армия слишком сильно вплетена в нашу жизнь. Человек не может заниматься проектированием военного снаряжения и оружия, если не служил.
Считаю Калашникова дизайнером. Он войну прошёл простым солдатом — такие люди и должны оружие проектировать. Ему не обязательно понимать, как работает механизм затвора. Он, как пользователь оружия и участник боевых действий, способен понять эргономику и собрать предмет, максимально удовлетворяющим потребностям солдата. Автомат Калашникова — серьёзный компромисс. С одной стороны, очень неточное оружие, с другой стороны, у него есть главное достоинство — надёжность, простота использования и стоимость изготовления. Всё это — атрибуты дизайна, и в этом главная заслуга Михаила Тимофеевича Калашникова.
Да, причастен к проекту сувенирной водки Калашников (бутылка в виде «АК-47»). Проект вырос из китча. Своей задачей я видел превращение идеи в достойный продукт. У поляков нашлась специальная технология изготовления стекла. Когда первый автомат появился в стекле, я пытался всё это облагородить — сконструировал оружейный ящик, который добавлял аутентичности. Настаивал на том, чтобы использовалась плохо обработанная древесина, а этикетка была из промышленного картона. Продукт получился заметным, но не более.
Я фанат «Икеи» с 1995 года. Не знаю, что движет их дизайнерами, но степень проработки того, что они создают — эталонная. Это ненадёжная и зачастую некачественная мебель. Они не создают вещи на века, потому что век короток. Всё. Недостатки кончились. Дальше — только достоинства. Главная задача, которую решают дизайнеры — снижение себестоимости. Каждый раз, распаковывая коробку, поражаешься: размеры мебели идеально подогнаны под то, чтобы их упаковать. В предметах «Икеа» нет ни одной ненужной «рюшечки», которая не несёт функцию. И все вещи гармонируют друг с другом. Если бы имел больше наглости и сил, то попросился к ним на работу.
Идеальный дизайнер — это человек, который создаёт вещь и продумывает сразу все аспекты: изготовление, покупка, транспортировка и утилизация.
Чем горжусь? Очень спонтанный и интересный проект в магазине «Радиотехника». В своё время это был павильон выставочного комплекса. Там демонстрировались автомобиль «Орбита», магнитофон «Иж-303». Большинство заводов нашего города имели там стенды, но очень быстро это превратилось в магазин. Внутри тогда не было деления на этажи — одно большое, светлое, открытое пространство. Знакомые решили заниматься продажей брендовой одежды Diesel и арендовали там клочок. Меня пригласили создать интерьер. Мы зафигачили торговое оборудование в техностиле. Получился интерьер завода. Выглядело всё оригинально и аутентично. Но места было мало, и сделали надстройку. В итоге эта идея дала толчок строительству второго этажа «Радиотехники».
Около 15 лет посвятил себя одной компании, которая занималась нанесением рисунков на стеклянные бутылки. Очень много вещей для себя открыл и пропустил через свой фильтр: занимался дизайном предприятия — технологий, отношений, техпроцессов. Существуют процессы, которые несут в себе конфликт. А бывают естественные и самодостаточные. Интересно было решать подобного рода задачи: приходишь к человеку на рабочее место и смотришь, что ему мешает в работе. Ещё более интересно искать мелочи, убрав которые, можно сделать процесс значительно эффективнее.
Что проектировать сложнее всего? Воспитание подрастающего поколения — тот ещё дизайн.