Анна Мустозяпова
24 марта 2010, среда

Анна Мустозяпова

Директор по маркетингу группы предприятий «АСПЕК»

Есть люди, центр жизни которых — дом. Есть те, кто дому предпочитает обожаемую работу. Анна же — пример увлечённости всем: домом и работой, коллегами и своим ребёнком, маркетинговым бюджетом всего региона и нежной домашней кошкой. После Завтрака с нею осознаёшь: гораздо лучше быть влюблённым в жизнь, чем нести какой-то там свой крест.

Я делаю то, что люблю, хочу, умею и при этом получаю огромное удовольствие — от своей работы, от коллег, от всего.

Мотивирует процесс, но важнее всё-таки результат. Деньги вообще не причём. Хочется сделать то, чего раньше не было, что оценили бы мои коллеги, чтобы это было действительно интересно.

Раньше было важно постоянно кому-то что-то доказывать. Сейчас успокоилась, это не так важно. Хотя, всё равно, важно!

Мне надо ставить нереальные задачи, это подстёгивает и ещё больше хочется это сделать.

После университета пришла в МТС Удмуртской республики и проработала там шесть лет. Пошла по экономической лестнице, мечтала быть финансовым директором.

Мы запускали с нуля сеть МTC в 2000 году. Было нас человек двадцать, поэтому я и сеть открывала, и тарифы планировала, и все отчёты делала, и рекламу давала. A когда всё освоила, стало скучно, я приставала к своему директору: «А давайте сделаю бюджет движения денежных средств? А давайте…» В итоге, когда начальник отдела маркетинга уехал в Нижний, я с удовольствием пришла в маркетинг.

Маркетинг — это не только креатив, акции и продажи, это ещё и бюджетирование, чёткое планирование финансовых показателей. Маркетологи и экономисты — очень близкие по функционалу люди.

Очень благодарна МТС — продвинутые, прогрессивные люди. С точки зрения классического маркетинга, который Траут преподаёт, — школа очень сильная. Она задала уровень мероприятий, уровень общения, уровень организации. Кроме того, нас учили личностному росту: быть лидером, делегировать обязанности.

В МТСе каждый специалист понимает, за что получает зарплату. Если ребёнок болел, например, — это не важно. Есть цифры, выполнили план — молодцы, не выполнили план — очень жёстко разговаривают.

Мне стало тесно, когда произошла перестройка управленческой структуры, появились макрорегионы. Это эффективная система управления, но она немного демотивирует сотрудников региона. Были свобода, творчество, общение напрямую с абонентами, мы сами придумывали тарифные планы — именно маркетологами себя ощущали. А тут — раз! — потолок, жди указаний.

Приняла решение: мне 28 лет, я ещё достаточно активна, пойду-ка дальше расти. Перешла в компанию «Ижсвязьинвест» — это «9 узел», которому вы как раз разрабатывали бренд. Через полгода, получила предложение от «АСПЕКа», от которого не смогла отказаться.

«АСПЕК» очень человечная компания. Люди дружат, выезжают на природу, общаются, празднуют.

Мне так хорошо сейчас, что не хочу быть директором компании. Очень уважаю своего руководителя, с ним комфортно, кроме этого, являюсь помощником депутата — моего генерального, так что интереса в жизни хватает.

Был опыт своего рекламного агентства, но наёмным менеджером быть мне более комфортно.

Работаем с местными агентствами, в Москве не заказываем — деньги считаем всегда. Нам нужно дёшево и очень качественно. Бодаемся с дизайнерами, но в конце концов они говорят: «Аня, ладно, тебе за две тысячи сделаем, только никому не говори!»

Чем качественнее ты ставишь техзадание, тем результат и быстрее, и эффективнее, и качественнее.

Учёба в профессиональном плане — тренинги, конечно, конференции, общение с интересными людьми.

Ездила на учёбу у Джека Траута. На вид ему лет 70, но, видимо, профессионалы и есть профессионалы — он читал 8 часов на ногах, держа зал. Все сидели с открытым ртом и слушали всё, что он говорил: очень практические вещи, различные кейсы из России. Сейчас хочется просто купить его книжку про позиционирование, прочитать в новом свете после его выступления.

Я логик, математик — циферки посчитать, бюджеты, эффективность — обожаю это делать. А тексты, пресс-релизы — для меня это всегда очень сложно было. Поэтому на пиар-директора отучилась шесть дней в Москве. По крайней мере, сейчас понимаю практические инструменты, что работает в Ижевске, и что нет. Классика не работает.

Работают личные связи и деньги.

Сейчас, в кризисное время, надо посмотреть на компанию глазами потребителей, потому что потребители сильно изменились, стали требовательны. Не ты диктуешь рынку, что надо покупать, а они. Поэтому надо перепозиционировать себя.

На той же конференции было выступление Юрия Давыдова из R&I, провокационный маркетинг. Всё очень логично, красиво и эффектно было подано. Около гостиницы с утра появляется красный «Феррари», в котором сидят манекены — за рулём Обама, рядом Юрий Давыдов. В вестибюле негр играет на барабане, а на дисплее комичный ролик про Обаму. Все заинтригованы, что будет? Вечером началась презентация: тёмный зал, на сцене этот негр играет, негритянка поёт блюз, в луче света выходит Юрий Давыдов и начинает со стихов про Обаму. Это шоу, это уровень, это клёво!

Ситуация очень меняется, никогда не знаешь, что будет дальше. Стабильны только изменения.

Я командный человек, не одиночка, мне важно, чтобы кто-то был рядом. Собираемся с маркетологами раз в месяц, в два, идеи придумываем, друг от друга учимся.

Мой спорт — тоже командный. Занималась профессионально волейболом — имею разряд, объездила всю страну. Бросила в 10 классе, потому что стала играть за старшую сборную, школу вообще не видела. Родители сказали: «Аня, или ты в большой спорт уходишь, или берёшься за голову, репетиторов и так далее».

Закончила среднюю школу № 11, с красным дипломом — факультет прикладной математики в Механическом институте.

Когда была в 10 классе, папа работал начальником отдела ОТК на Автозаводе, поэтому попросила: «Пап, давай подработаю летом у тебя секретарём?» Я высидела полтора месяца и сказала: «На заводе работать никогда не буду!»

В университете у нас математика была приложена к экономике. Все дипломные работы, все курсовые были коммерческие — декан набирал заказы, и мы не просто какую-то теорию описывали, а делали эти проекты.

Я замужем, у меня есть дочь, семь лет. Вышла замуж очень рано, в 20, муж старше меня на 12 лет.

Муж сказал: «Если будет у нас кошка, то только русская голубая». Обзвонила все клубы — русских голубых нет в Ижевске, в Перми, в Нижнем, только в Москве. И я умудрилась поехать в командировку и привезти эту кошку за 400 евро. Ей уже семь лет, очень добрая, не мяучит, а говорит так шёпотом: «Мяу». Тебя готова забодать — так много нежности.

Кто-то должен ходить по дому и мурлыкать.

Отдых спокойный. Женщинам надо заряжаться энергией на отдыхе. Конечно, долго сидеть не можешь, но хотя бы три дня полежать, вообще ничего не делая, в шезлонге — это здорово. Потом включается моторчик, строишь всех своих родных и говоришь: «Рафтинг!»

Очень хочется в Китай. Нравится Восток, восточная философия, поэтому остров Хайнань — чтобы попробовать и терапию, и рыбу китайскую.

В Дубае очень красиво. Пустыня, песок, и каждые 10 метров небоскрёбы огромные. «Парус» очень красивый, возле него открыли аквапарк, где ты плывёшь, а под тобой акулы проплывают — такой эффект сделан.

Здесь я продолжаю играть в волейбол, в бассейн ходить. Сейчас любительски, для себя, за «АСПЕК» — много спартакиад, городских и между предприятиями.

Каждые выходные куда-то выезжаем — в баню, на природу. Дома не сидим.

Мечта — чтобы всё было дома хорошо. У меня расписан на три года план — ребёнок идёт в первый класс, после этого я иду за вторым ребёнком. После второго ребёнка я встану и подумаю, что хочу.

Всё по плану.

Может быть, мой девиз — не останавливаться никогда, всё время идти вперёд.

Разделить завтрак с друзьями