Марина Рупасова
6 июля 2017, четверг

Марина Рупасова

заместитель директора Выставочного центра «Галерея», экскурсовод, занимается созданием Музея Ижевска.

Я живу в Ижевске более 40 лет. Приехала учиться из Кировской области, где на тот момент служил мой отец. Наша семья транзитно перемещалась по стране. А родилась я в Новороссийске. Приехала в Ижевск поступать в университет и дала себе слово, если не поступлю, второй раз сюда не приеду.

История всегда была любимым предметом. Несмотря на пятерки по точным наукам в школе, я выбирала факультет, где не нужно сдавать физику, химию, биологию или математику. Оставались — история, литература, иностранные языки. История казалась поинтереснее.

Музей это инструмент работы с сознанием жителей города. Мы жалуемся на Ижевск, а что тысячи других городов России намного лучше? Мой родной Новороссийск — грязный промышленный город, но любой горожанин уверен, что его родной Новороссийск это пуп земли. «Шо там Москва? Как они там едят»? — говорила моя бабушка. Вот икры баклажанной с утра тарелочку умять, это да! Это отношение к городу. Вы знаете, что там воду по часам дают: 4 часа утром и 4 часа вечером. И люди любят свой город. У меня родители сейчас переехали в Ижевск и до сих пор удивляются, что из крана вода может бежать круглосуточно. Весь Новороссийск набирает воду. А на юге знаете, сколько таких городов. Смысл продвижения территории делать из наших недостатков, наши достоинства.

Я очень люблю показывать главный заводской корпус. У него есть секрет: с набережной видны только 2 этажа, на самом деле здание четырехэтажное. Мечтаю, что когда-нибудь будет сделана реконструкция технологий начала XIX века, чтобы мы увидели, как все работало без электричества, при помощи силы падающей воды. Мы все читали об этом в школьном учебнике физики, но плохо представляем, как это работает. За счет разницы уровней вода падает, приводит в движение колесо, которое вращает маховики, в свою очередь от них движение передается кузнечным прессам, станкам.

Мы вместе с АРГО в рамках презентации идеи Музейного квартала организовали тур для ижевских журналистов и блогеров. Для этого необходимо было получить разрешение администрации концерна «Калашников», здание было тогда на их балансе. Внутри небезопасно: нет света, коммуникаций, в течение всего визита нас сопровождал человек с фонарем. Я знаю, что Мединского и Рогозина туда водили. Они и на башню поднимались, а я побоялась. Башня уже давно накренилась, сейчас отклонение верха колонны от вертикали составляет более метра. Надеюсь, здание не погибнет, все же это федеральная собственность, реставрация может быть включена в программу подготовки к 100-летию М.Т. Калашникова. Там возможен хороший экспоцентр, конгресс — холл, выставочные площади. Сейчас идут поиски инвестора. С другой стороны все это построено в начале XIX века, страна тогда к войне с Наполеоном готовилась. Когда в России были легкие времена? И все равно строили, осваивали. После страшного пожара на Ижевском заводе 1834 года восстановили не просто кирпичную коробку, для производства оружия, а весь архитектурный облик здания, всю красоту. У нас единственный завод дворцового типа на Урале, завод-дворец.

Царевы кафтанщики из Ижевска — непоротое сословие. Они пользовались всеобщим почетом и уважением. Я хочу сказать о престиже квалифицированных мастеровых Ижевска. Квалифицированные оружейники и металлурги получали хорошие зарплаты ( как работники завода), у них была земля, покосы, свое хозяйство, скот ( как у крестьян села Ижево). Высокая квалификация позволяла открыть частную мастерскую в своем доме. Отец Пастухова мог изготовить наборный нож или шкатулку, ружье поправить. Это все давало дополнительный заработок. Не случайно Ижевск в 1918 году выступил против советской власти. А кафтанщики это наряду с дворянами — привилегированное сословие, которое освобождалось от телесных наказаний.

Жители Ижевска вставали в 03:30 по звуку колокола, позже гудка, который звучал над прудом до 1990-х гг. Это делалось для того, чтобы максимально использовать световой день, до завода нужно было добираться пешком. Выходных до 1917 года как таковых не было, нерабочими днями считались православные праздники. Воскресенье — обязательный день для церкви, нужно было посещать службу. Плюс были дни, которые совпадали с сельскохозяйственными работами. Это особенность городов-заводов, производство живет в ритме сельской жизни рабочих. Рабочие нашего завода были приписными крестьянами, им надо когда-то сено косить, корову пасти. На посевную, сенокос и уборочную выделяли несколько недель.

Внутренний двор Арсенала — певческая чаша. Я ни одну экскурсию по городу не ограничиваю только внешним видом Арсенала, чтобы понять Ижевск, нужно войти увидеть этот внутренний дворик. И тогда понятно как возник слоган: «Ижевск — деревенский Петербург». Люблю его не только за архитектурное решение. Он представляет собой замкнутую певческую чашу, поэтому там замечательная акустика. Можно проводить концерты и лекции без звукового оборудования.

Не могу согласиться, что музею Ижевска нужна стилизация «под старину». История дома многослойна. Ему в этом году исполнилось 160 лет, мы можем рассказать о каждом периоде его истории. Сделать это можно по-разному, расчистить кусок старой штукатурки, оставить кусок паркета XIX века. Стилизовать — сложно, мы видим это на примере усадьбы Чайковских, подлинных предметов обстановки нет. Я в силу опыта и возраста — дидактический музейщик, но я категорически против создания в Генеральском доме второго музея Чайковских. Собирать типологическую мебель и говорить, что так жили ижевские генералы, — мы не будем. Создать атмосферу дома — гораздо более сложная задача, которая решается более деликатными средствами, при помощи грамотно подобранных предметов той эпохи, которые позволяют погрузиться в прошлое. Посмотрите, что происходит с Петергофом — сплошное сусальное золото в последнее время. Надо чтобы старое выглядело старым. Иначе это смотрится купеческим новоделом.

Есть письмо Александра Вертинского, в котором он рассказывает жене о своем выступлении в Ижевске. Он пишет про холод, отсутствие воды и клопов в гостинице, а жил он в «Каме». И на контрасте описывает рабочий дворец культуры с коврами, люстрами. Его выступление прошло в ДК «Ижмаш», в советское время там проходили все значимые концерты. Круглые светильники, которые мы нашли в антикварной лавке и выкупили, как раз были списаны из этого ДК в 1960-е гг. Эти Светильники, которые сейчас висят в главном зале Генеральского дома, видели и слышали Вертинского.

Важно, чтобы вещи, которые мы собираем, имели свои ижевские истории. Взять хотя бы наш знаменитый телефон. Критики в адрес музея было много, нас ругали за то, что мы купили в экспозицию «подделку под старину». На самом деле эти стилизованные телефонные аппараты были изготовлены специально для директоров ижевских заводов в 1970-е гг., всего их 7 штук, располагались на дачах. Или диванчик с просиженным сидением, мы его не реставрируем, так видно на каком месте любил сидеть хозяин. Диван нам передала семья Алексея Азовского. Мы — музей ижевских историй. Очень важно, чтобы в музее была точка входа в историю Генеральского дома — 1857 год (за 2 года до открытия Биг Бена). А дальше мы можем отматывать ижевские истории как в прошлое — вплоть до ижевского могильника, так и в будущее через весь XX век к современности. Поэтому при работе над экспозицией отдавать предпочтение только XIX веку мы не станем.

Актуальное искусство и современный дизайн делают атмосферу этого дома. Мы активно сотрудничаем с «Творческой дачей». Собственная коллекция музея еще минимальна, в основном нам несут вещи советского периода. Антикварные вещи мы разыскиваем с трудом. Современное искусство привносит элемент вдумчивой отстраненности, необходимой иронии. И люди сразу отмечают, что они попадают в необычное место. В главном зале за большим столом сидит генерал, позади него двуглавый орел. А на стенах висят деревянные наличники, в каждом из которых плазменная панель с видеоинсталляциями. В одном из окон можно увидеть видеоинсталляцию, на тему несчастного случая , повлекшего смерть Веры Богдановской — жены генерала Попова, женщины-химика, в одном из флигелей дома у нее была собственная лаборатория, к сожалению, один из опытов закончился трагедией. Кстати, никто из наших сотрудниц не захотел исполнить главную роль в этом видео, побоялись испортить карму. Актуальные художники — люди безбашенные, Женя Мальцева сыграла Веру, а в день открытия Музея во время перформанса, ее, завернутую в белые одежды, художники торжественно вынесли из дома. После этого дух Веры Богдановской успокоился, прежние обитатели дома рассказывают о женском привидении, больше никто из нас его не видел. Что касается художницы — у нее все прекрасно, карму она не испортила, вышла замуж и сделала великолепную выставку «Песнь песней».

По субботам проводим пешеходные прогулки по Ижевску. Всего у нас пока 5 маршрутов, начинаем всегда в 12:00. Нужна удобная обувь, запас воды или зонтик, в зависимости от погоды. Мы заходим во дворики купеческих домов, если двери подъездов бывают открыты, можно увидеть сохранившиеся дореволюционные лестничные марши, лепнину. Во время прогулок экскурсовод рассказывает истории улиц и людей, которые когда-то жили в Ижевске, мы показываем старинные фотоснимки, сравниваем их с современным видом города.

Нам очень важно продвижение в Интернете, там живет думающая, творческая интеллигенция города Ижевска. Появится ли музей Ижевска — это еще вопрос, 200.000.000 рублей обещанных могут не найтись. Я понимаю, что глава республики сделал обещание и постарается его сдержать, инвестор будет найден. Но жизнь может по-разному повернуться. И только культурное сообщество Ижевска нас здесь держит, нас давно могли закрыть и отдать под очередную «шаурму», ресторан в Генеральском доме — проект, на который найдутся деньги.

В концепции музея есть кафе — «Генеральская кухня». Кафе планируем открыть в северном флигеле дома, будем работать с дворянской домашней кухней. Пока у нас есть единственное упоминание об обеде, на котором присутствовала семья генерала Ижевского завода Василия Новикова, на том обеде подвали холодную рыбу и белое кахетинское вино.

Дать человеку поесть и отдохнуть. Сейчас в Европе это стандарт музейной деятельности — предоставить эксклюзивную еду в стилистике музея. Какие-нибудь валийские пироги в музее шахтеров в Англии пользуются большой популярностью, хотя это всего лишь молочные коржики. Туристы сидят и счастливы, едят этот валийский пирог.
Чаепитие в музее — прекрасный досуг. С этим сейчас работает Ясная Поляна, они собирают гостей на мастер-класс по приготовлению Анковского пирога. Это знаменитый яблочный пирог, который делали в семье Толстых по рецепту доктора Анке. Люди приходят в музей, готовят пирог, устраивают чаепитие и узнают историю быта семьи Толстых, каждый участник мастер-класса получает книжечку рецептов Софьи Толстой на память. Ясная Поляна это федеральный памятник, конечно. Но возьмем Коломну. Сейчас туда едут не столько ради Кремля и истории Марины Мнишек, сколько ради пастилы и серии маленьких музеев, которые продвигают гастрономическую историю.

Ресторан еврейской кухни был бы абсолютно уместен в Ижевске. Потому что самый еврейский город Вятской губернии в процентном соотношении населения это Ижевск. Булочная Ашбеля, например, находилась недалеко от Базарной площади. По воспоминаниям современников она пользовалась большой популярностью. Реконструкция подобных заведений — такие вещи нужно раскручивать. Но даже самые продвинутые рестораторы считают, что Ижевск не потребляет эсклюзив. Поэтому в ресторане «Оглоблинъ» вы не найдете блюд купеческой кухни. Эту нишу могут занимать музеи, мы не столь жестко привязаны к самоокупаемости.

Для меня проблема накормить гостей города блюдами ижевской кухни. Есть перепечи и пельмени — самые известные удмуртские блюда. Но у нас никто не работает с кухней ижевской — домашней, трактирной, генеральской. Думаю, нас всех она когда-нибудь приятно удивит.

Разделить завтрак с друзьями